0
1406
Газета Москва Интернет-версия

28.12.2007 00:00:00

Отстроены царские палаты ХХI века

Тэги: царицыно, реставрация, история, культура


царицыно, реставрация, история, культура Царицыно отстроили по рисункам зодчего Матвея Казакова.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

2 сентября 2007 года, в празднование дня города, был открыт архитектурно-парковый ансамбль «Царицыно». Вместо живописных руин у москвичей появилась благоустроенная парковая территория площадью 550 га и дворцовый комплекс, где расположились музеи. Фактически царицынский новодел – это царские хоромы XXI века.

Дворцово-руинная эпопея наконец-то завершилась в пользу дворцов. Когда-то Царицыно принадлежало Ирине, сестре Бориса Годунова, и называлось Черная Грязь. С тех пор оно переходило из рук в руки, постоянно перестраивалось, пока его не выкупила Екатерина Вторая. Царица наняла зодчего Василия Баженова, который спроектировал обширную усадьбу с парком, павильонами и искусственными руинами. Однако постройкой Екатерина осталась недовольна и наняла архитектора Матвея Казакова. Тот снес предыдущую застройку, возвел двухэтажные стены и крышу Большого дворца. Самодержица умерла, строительство остановилось, а парк вокруг уже совершенно натуральных, а не искусственных руин стал местом для праздничных гуляний. За следующие два столетия была масса проектов по восстановлению дворцов. Но до дела все не доходило. Затем в течение ХХ века последовало несколько реставраций. И только в 2005 году вернулись к идее радикально облагородить Царицыно. Для начала на территорию памятника запустили пять сотен археологов, которые нашли не только древности, относящиеся к XVII–XIX векам, но и фундаменты добаженовских строений. Решено все находки позже выставить в отреставрированном дворце.

Концепция реконструкции была решена достаточно просто – здания восстановить по рисункам Казакова; перекрытия возводить, используя современные технологии (перекрытий в проекте Казакова не было), а интерьеры сделать в «екатерининском стиле». Проект отдали на разработку ГУП «Моспроект-2». В итоге фундаменты были укреплены бетоном, под дворцами появилось подземное пространство, а в залах разместили выставки.

Однако у уже реализованного проекта немало критиков. По словам директора Музея архитектуры Давида Саркисяна, у реставрации комплекса была совершенно неправильная концепция: «Вот возьмем Парфенон, давно развалившийся на куски. Реставрация тянется уже 20 лет, если не больше. За это время они поставили на место лишь несколько новых камней. И они сделаны из мрамора другого цвета, чтобы новые отличались от настоящих – это грамотный подход». «Цивилизованный подход позволяет нам использовать пространство, – объясняет эксперт. – Для этого должны быть высококлассные специалисты. И надстройка, не имитирующая старину, а отличающаяся от нее. Мы же начали «лепить старину», достраивать то, чего никогда не было. В итоге получили новодел, в который встроены куски от настоящего памятника».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть»: об атаках Hindenburg Research на Freedom Holding Corp.

«Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть»: об атаках Hindenburg Research на Freedom Holding Corp.

Денис Писарев

0
795
Окно в цивилизацию

Окно в цивилизацию

Василий Столбунов

Алюминиевые светопрозрачные конструкции заняли треть российского рынка

0
1003
Уровень бедности в России достиг рекордно низких значений

Уровень бедности в России достиг рекордно низких значений

Анастасия Башкатова

Рост зарплат стал и целью, и проблемой отечественной экономики

0
2187
Системная оппозиция уходит в "полузащиту" от "Единой России"

Системная оппозиция уходит в "полузащиту" от "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Намерение партии власти выиграть все одномандатные округа оспорили только коммунисты

0
1649