0
1278
Газета Москва Интернет-версия

04.03.2011 00:00:00

Вы подумайте, а я решу

Тэги: общество, чиновники, диалог


общество, чиновники, диалог Только эксперты готовы вглядываться в карту будущих изменений.
Фото PhotoXPress.ru

Не все москвичи это заметили, но в столице состоялось общественное обсуждение проекта размещения объектов мелкорозничной торговли. Мэр города Сергей Собянин поручил такое обсуждение провести, но не сказал как, поэтому в различных округах Москвы к вопросу подошли по-разному. Предприниматели в обсуждении почти не принимали участия потому, что механизм принятия решений на основе мнений граждан не ясен. Впрочем, в префектурах отмечают, что все, кто хотел высказать свое мнение – это сделать смогли, а результаты народного обсуждения будут переданы в Москомархитектуру.

Градоначальник потребовал от районных управ организовать общественное обсуждение новой схемы размещения объектов мелкорозничной торговли, чтобы получить «реальный отклик от населения». Общественное обсуждение состоялось, а вот получен ли реальный отклик – вопрос, не имеющий четкого ответа.

Прежде всего потому, что за формулировкой «общественное обсуждение» не стоит никаких реальных механизмов. «Не надо путать общественные обсуждения с общественными слушаниями, – подчеркнули в префектуре Восточного административного округа. – Общественные слушанья связаны со сложной процедурой, которую надо выполнить до запятой. Общественное обсуждение дело другое».

Почти во всех округах оно было заочным. На сайтах префектур и управ висели обращения к гражданам присылать свои комментарии к проекту размещения палаток. На нашем сайте оно висит на самом видном месте, – отметили в пресс-службе префектуры Западного административного округа. Жители могли писать письма, звонить по телефонам управ и префектур. Все мнения будут учтены», – заверили чиновники.

То же самое сказали «НГ» и в префектуре ВАО. «Житель может донести свое мнение любым способом: позвонить, написать, прийти. Не так давно звонил пенсионер, сказал, что палатку с хлебом нужно перенести буквально на десять метров, тогда ему не придется подниматься по лестнице, чтобы купить хлеб. Десять метров – кажется, мелочь, но из таких мелочей складывается уровень жизни», – сказал пресс-секретарь префектуры ВАО Андрей Иванов.

Впрочем, в некоторых округах проводились и личные встречи. Например, в Северо-западном округе, по словам начальника отдела потребительского рынка и услуг Натальи Романовой, встречи вообще проводились по каждому району с участием глав управ, совета ветеранов и совета предпринимателей. В Центральном административном округе, по словам пресс-секретаря префектуры Павла Большунова встречи так же проводились, но не в таком объеме. «Личные встречи возможны, если граждане изъявят желание их провести, – отметил он. – Но большая часть пожеланий принималась через ветеранские организации, по линии ТСЖ, через старших по домам».

И все-таки вопрос эффективности общественного обсуждения вызывает некоторые сомнения. Во-первых, не совсем ясно, как оповещалось население о возможности повлиять на схему размещения палаток в собственном районе. На сайте СЗАО, где не просто собирали отклики, а проводили встречи, журналисты «НГ» не смогли найти ни расписания этих встреч, ни даже объявления о каком-то общественном обсуждении. И если на сайте префектуры ЗАО объявление, действительно, висит на главной странице, то на сайтах других префектур такую информацию было найти сложно. Информация доводилась и через инициативные группы граждан, через старших по подъезду, но так как гражданское общество у нас в зачаточном состоянии, то и инициативных группы не пользуются особым влиянием и вниманием рядовых граждан.

Организация мелкого и среднего бизнеса «Опора России» считает, что общественное обсуждение не внесет существенных изменений в существующую схему размещения палаток. «Мы не принимали в нем никакого участия, потому что не понятен механизм, – сказал «НГ» руководитель комиссии «Опоры России» по мелкорозничной нестационарной и ярмарочной торговле Владлен Максимов. – Я могу написать 50 писем с одним и тем же предложением, но кто и как это будет учитывать? Мне кажется, что такое обсуждение – это просто выпускание пара». Максимов так же отметил, что подобные вопросы вообще не стоит выносить на общественное обсуждение. «В Европе придумана замечательная схема: торговать можно везде, где не запрещено, а уж о том, какие товары надо продавать в том или ином месте, вообще странно говорить на общественных слушаниях: такие вопросы решает спрос и предложение».

Руководитель проектов Института экономики города Денис Визгалов сказал "НГ", что организовать эффективное общественное обсуждение в принципе очень сложно. А особенно в России, где власть, даже самого низового уровня, сильно оторвана от населения. Институт сейчас как раз проводит исследования и бьется над вопросом, как сделать общественные обсуждения в России действенными. И у научного сообщества пока нет универсального алгоритма решения. «Дело даже не столько в формальных действиях и процедурах, – сказал Визгалов, – сколько в низкой мотивации и чиновников, и жителей. Главная проблема в том, что все общественные слушания сейчас проводятся для галочки. Чиновникам не интересно слушать мнение граждан, потому, что их усилия, прежде всего, направлены на выполнение воли более высоких чиновников, а не рядовых граждан». Визгалов отметил, что местное самоуправление в Москве сейчас номинально, и более, того, в правительстве города оно считается вредным и ненужным. Мол, размыв вертикали власти снижает качество управления. «Управы должны согласовывать с мэрией самые мелкие решения – такая система убивает всякую инициативу, потому что инициатива у нас наказуема». Это тем более обидно, что европейский и американский опыт показывает, что именно на совместном обсуждении всех заинтересованных лиц и рождаются нестандартные остроумные решения.

Визгалов так же объяснил, что в экономически развитых странах, прежде чем составлять схему размещения палаток и выносить ее на общественное обсуждение проводятся достаточно серьезные маркетинговые исследования, которые включают в себя и соцопросы населения, и опросы владельцев бизнеса. Проводится анализ потребностей в услугах того или иного рода. А также анализ желания бизнеса предоставлять эти услуги. «Там масса технологий: замеряют и потоки людей в том или ином месте, изучают спрос – что люди, к примеру, едят на улице и в какое время. Активно сотрудничают с предпринимателями – узнают, насколько эффективен их бизнес в различных точках городского пространства. Причем, желательно привлекать серьезные маркетинговые компании, которые делают это на высоком уровне. У нашей власти нет традиции сотрудничать с серьезными европейскими компаниями, поэтому роль главного эксперта и аналитика принадлежит чиновнику, который сам решает, где чего строить или, наоборот, сносить», – добавил Визгалов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
2739
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
2180
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
3686
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
1094