0
1019
Газета Москва Печатная версия

04.03.2011 00:00:00

Вы подумайте, а я решу

Тэги: общество, чиновники, диалог

Полная версия

общество, чиновники, диалог Только эксперты готовы вглядываться в карту будущих изменений.
Фото PhotoXPress.ru

Не все москвичи это заметили, но в столице состоялось общественное обсуждение проекта размещения объектов мелкорозничной торговли. Мэр города Сергей Собянин поручил такое обсуждение провести, но не сказал как, поэтому в различных округах Москвы к вопросу подошли по-разному. Предприниматели в обсуждении почти не принимали участия потому, что механизм принятия решений на основе мнений граждан не ясен. Впрочем, в префектурах отмечают, что все, кто хотел высказать свое мнение – это сделать смогли, а результаты народного обсуждения будут переданы в Москомархитектуру.

Градоначальник потребовал от районных управ организовать общественное обсуждение новой схемы размещения объектов мелкорозничной торговли, чтобы получить «реальный отклик от населения». Общественное обсуждение состоялось, а вот получен ли реальный отклик – вопрос, не имеющий четкого ответа.

Прежде всего потому, что за формулировкой «общественное обсуждение» не стоит никаких реальных механизмов. «Не надо путать общественные обсуждения с общественными слушаниями, – подчеркнули в префектуре Восточного административного округа. – Общественные слушанья связаны со сложной процедурой, которую надо выполнить до запятой. Общественное обсуждение дело другое».

Почти во всех округах оно было заочным. На сайтах префектур и управ висели обращения к гражданам присылать свои комментарии к проекту размещения палаток. На нашем сайте оно висит на самом видном месте, – отметили в пресс-службе префектуры Западного административного округа. Жители могли писать письма, звонить по телефонам управ и префектур. Все мнения будут учтены», – заверили чиновники.

То же самое сказали «НГ» и в префектуре ВАО. «Житель может донести свое мнение любым способом: позвонить, написать, прийти. Не так давно звонил пенсионер, сказал, что палатку с хлебом нужно перенести буквально на десять метров, тогда ему не придется подниматься по лестнице, чтобы купить хлеб. Десять метров – кажется, мелочь, но из таких мелочей складывается уровень жизни», – сказал пресс-секретарь префектуры ВАО Андрей Иванов.

Впрочем, в некоторых округах проводились и личные встречи. Например, в Северо-западном округе, по словам начальника отдела потребительского рынка и услуг Натальи Романовой, встречи вообще проводились по каждому району с участием глав управ, совета ветеранов и совета предпринимателей. В Центральном административном округе, по словам пресс-секретаря префектуры Павла Большунова встречи так же проводились, но не в таком объеме. «Личные встречи возможны, если граждане изъявят желание их провести, – отметил он. – Но большая часть пожеланий принималась через ветеранские организации, по линии ТСЖ, через старших по домам».

И все-таки вопрос эффективности общественного обсуждения вызывает некоторые сомнения. Во-первых, не совсем ясно, как оповещалось население о возможности повлиять на схему размещения палаток в собственном районе. На сайте СЗАО, где не просто собирали отклики, а проводили встречи, журналисты «НГ» не смогли найти ни расписания этих встреч, ни даже объявления о каком-то общественном обсуждении. И если на сайте префектуры ЗАО объявление, действительно, висит на главной странице, то на сайтах других префектур такую информацию было найти сложно. Информация доводилась и через инициативные группы граждан, через старших по подъезду, но так как гражданское общество у нас в зачаточном состоянии, то и инициативных группы не пользуются особым влиянием и вниманием рядовых граждан.

Организация мелкого и среднего бизнеса «Опора России» считает, что общественное обсуждение не внесет существенных изменений в существующую схему размещения палаток. «Мы не принимали в нем никакого участия, потому что не понятен механизм, – сказал «НГ» руководитель комиссии «Опоры России» по мелкорозничной нестационарной и ярмарочной торговле Владлен Максимов. – Я могу написать 50 писем с одним и тем же предложением, но кто и как это будет учитывать? Мне кажется, что такое обсуждение – это просто выпускание пара». Максимов так же отметил, что подобные вопросы вообще не стоит выносить на общественное обсуждение. «В Европе придумана замечательная схема: торговать можно везде, где не запрещено, а уж о том, какие товары надо продавать в том или ином месте, вообще странно говорить на общественных слушаниях: такие вопросы решает спрос и предложение».

Руководитель проектов Института экономики города Денис Визгалов сказал "НГ", что организовать эффективное общественное обсуждение в принципе очень сложно. А особенно в России, где власть, даже самого низового уровня, сильно оторвана от населения. Институт сейчас как раз проводит исследования и бьется над вопросом, как сделать общественные обсуждения в России действенными. И у научного сообщества пока нет универсального алгоритма решения. «Дело даже не столько в формальных действиях и процедурах, – сказал Визгалов, – сколько в низкой мотивации и чиновников, и жителей. Главная проблема в том, что все общественные слушания сейчас проводятся для галочки. Чиновникам не интересно слушать мнение граждан, потому, что их усилия, прежде всего, направлены на выполнение воли более высоких чиновников, а не рядовых граждан». Визгалов отметил, что местное самоуправление в Москве сейчас номинально, и более, того, в правительстве города оно считается вредным и ненужным. Мол, размыв вертикали власти снижает качество управления. «Управы должны согласовывать с мэрией самые мелкие решения – такая система убивает всякую инициативу, потому что инициатива у нас наказуема». Это тем более обидно, что европейский и американский опыт показывает, что именно на совместном обсуждении всех заинтересованных лиц и рождаются нестандартные остроумные решения.

Визгалов так же объяснил, что в экономически развитых странах, прежде чем составлять схему размещения палаток и выносить ее на общественное обсуждение проводятся достаточно серьезные маркетинговые исследования, которые включают в себя и соцопросы населения, и опросы владельцев бизнеса. Проводится анализ потребностей в услугах того или иного рода. А также анализ желания бизнеса предоставлять эти услуги. «Там масса технологий: замеряют и потоки людей в том или ином месте, изучают спрос – что люди, к примеру, едят на улице и в какое время. Активно сотрудничают с предпринимателями – узнают, насколько эффективен их бизнес в различных точках городского пространства. Причем, желательно привлекать серьезные маркетинговые компании, которые делают это на высоком уровне. У нашей власти нет традиции сотрудничать с серьезными европейскими компаниями, поэтому роль главного эксперта и аналитика принадлежит чиновнику, который сам решает, где чего строить или, наоборот, сносить», – добавил Визгалов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Иголка в стоге, фантомный «Лидер», герои «перфоманса»

Иголка в стоге, фантомный «Лидер», герои «перфоманса»

Флот вооружается «пластмассовыми» кораблями

0
830
Оборонпром Турции задает вектор в создании оружия XXI века

Оборонпром Турции задает вектор в создании оружия XXI века

Сергей Козлов

Итоги международной выставки IDEF 2021 в Стамбуле

0
502
«Гром» среди ясного неба

«Гром» среди ясного неба

Александр Степанов

Армия раскрыла ударную мощь российских беспилотников

0
537
Проблемы развития 5G в России не решены

Проблемы развития 5G в России не решены

Николай Поросков

Что нам сулит связь нового поколения

0
317

Другие новости

Загрузка...