0
14454
Газета Печатная версия

11.02.2015 00:01:00

Главный мировой маршрут

Целые века Россия интересовала Европу как вариант азиатского трафика

Игорь Шумейко

Об авторе: Игорь Николаевич Шумейко – историк, писатель.

Тэги: европа, транзит, севморпуть, трафик, экономика, флот, торговля


европа, транзит, севморпуть, трафик, экономика, флот, торговля Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути – 14 тыс. км, через Суэцкий канал – 23 тыс. км. Фото РИА Новости

Самая знаменитая фраза Ломоносова о «прирастании могущества России Сибирью» – еще и наиболее недооцененная, недопонятая. Чем именно «сибирским прирастать» планировал Михаил Васильевич? До открытия сибирских нефтегазовых месторождений – 200 лет, об «огненной земле» (Азербайджане) что-то слышали, но чтоб это… каменное масло могло стать товаром, хоть на долю процента приблизиться к тогдашним пушнине, дегтю, пеньке?! Но… Ломоносов – гений, ему, значит, и положено гениально предугадывать прирастание.

Исторический фактор

В действительности историческая фраза Михаила Васильевича – это финальное предложение в его объемной Записке («Аналитической», как сказали б ныне) наследнику престола Великому князю Павлу Петровичу. И… ни на одной из ее 42 страниц нет ни слова о каких-либо месторождениях. Что же там? Чем «прирастать будем»?

«Записка» Ломоносова – развернутый план обустройства, закрепления России на маршруте знаменитого Северо-Восточного прохода.

Чтобы представить важность маршрута Европа–Азия, надо вспомнить, что все Великие географические открытия – случайный бонус разведчикам маршрутов в Азию. Европейские экспедиции снаряжались за пряностями. Горизонт мира раздвинула жажда имбиря и корицы, перца, кориандра, гвоздики и мускатного ореха! Индия, Острова Пряностей (Молуккские) – единственная цель. Васко да Гама, потеряв два из четырех кораблей, все же разбогател сказочно. Подсчитано, торговля с Азией давала 700–800% дохода!

Папа Римский честно поделил карту мира: маршрут вокруг Африки – карт-бланш португальцам, западнее Азорских островов – пусть ищут испанцы... И нашли, вместе с попутной мелочью обеих Америк. «Магеллановцы» даже на одном из пяти кораблей – не только «отбили» все расходы, но, полумертвые, привезли в Испанию солидную прибыль.

Новым морским нациям оставалось два пути. Искать Северо-Западный проход: Гренландия, Лабрадор, далее со всеми остановками, каковых оказалось столько, что, потеряв во льдах десятки экспедиций, англичане и голландцы капитулировали. Другая надежда – Северо-Восточный проход: Уиллоби, Ченслер, Баренц – мартиролог не менее знаменитых капитанов, дошедших лишь до нашей Новой Земли. Может, и неприятно, но целые века Россия интересовала Европу как вариант азиатского трафика.

Великая Северная экспедиция, Беринг, Чириков, Челюскин, Прончищев – все направлено на разрешение важнейшего государственного вопроса: соединена ли Азия с Америкой? Вариант «соединена» стал бы настоящей трагедией – «перемычка», тождественная закрытию морского пути. Столетней давности открытие Дежнева, как часто бывало, просто забыто, отчет затерялся в московских архивах. Именно об этом порыве слова Ломоносова, включая и увековеченное прирастание. О том же и его вдохновенные стихотворные строки:

Напрасно строгая природа

От нас скрывает место входа

С брегов вечерних на восток.

Я вижу умными очами,

Колумб Российский 

между льдами

Спешит и презирает рок.

Получается, советский «Севморпуть» и стал воплощением зримого «умными очами» Ломоносова, а возглавивший его Папанин – соответственно «Колумбом Российским».

Что действительно возносит «Записку» Ломоносова в ранг пророчеств, так это поразительная метаморфоза: пряности, тогдашний почти единственный товар, в относительной доле сошли почти на нет, но… Азиатский маршрут все равно остался главной торговой дорогой человечества. Электроника, гаджеты, восточноазиатские промышленные концерны, которые в век Ломоносова просматривались не более чем квазары других галактик, наполнили новым содержанием старый трафик.

Еще семь лет назад он оценивался в 293 млрд долл. в год (сравнимо с рекордным многолетним газовым контрактом с Китаем). Сейчас ожидают новой экспертной оценки, натуральные и стоимостные показатели, разумеется, выросли, но... Доля России в этом «пироге» по-прежнему колеблется в пределах 2–3%. Это при том, что вариантов встраивания в этот транзит у нас стало два: к чаемому Ломоносовым Северо-Восточному проходу добавился построенный графом Витте «Транссиб» – железнодорожная магистраль.

В 2012 году я участвовал в конференции «Геостратегические перспективы развития российской транспортной системы», помню некоторые цифры доклада проректора по международным образовательным программам Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), профессора Ирины Карапетянц. «По расчетам экспертов, Россия по индексу развития логистики – на 94-м, по уровню развития таможни 115-м месте из 155 стран, – отмечала Ирина Карапетянц. – Подготовка транспортных документов на экспорт/импорт в России – 25 дней, в Сингапуре – один день; прохождение таможенного контроля в России – три–четыре дня и 500 долл. (рекорд в АТЭС), в Сингапуре – один день и 31 доллар».

Оценка Logistic Research Center (Гонконг): «У России по оформлению бумаг – антирекорды». Практика приписки грузового судна в европейских портах: два–три документа и 20 мин. А по известной «Транспортной стратегии РФ до 2030 года» профессор Карапетянц заметила: «На разработку каждой новой стратегии выделяется до трети от общей суммы проекта, сотни миллионов рублей, и до сих пор они приводили лишь к разрастанию бюрократического аппарата…»

Итог. В упомянутом транзите Европа–АТР маршрут Индийского океана (даже с его сомалийскими пиратами!) выигрывает по объемам перевозки со счетом 97:3 у нашего «Транссиба» – дальневосточных портов с их таможенниками и кураторами от бессчетных ведомств…

Геополитический фактор

Между тем географическое «дано» этой логистической задачи сохраняется: расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути – 14 тыс. км, через Суэцкий канал – 23 тыс. км. А «дано» климатическое так и вовсе меняется каждый год – в пользу Северного морского пути. Ведь популярный штамп «глобальное потепление», если строго пересмотреть статистику, в действительности следует заменить на «сибирское потепление» – здесь прирост температуры значителен, устойчив. А глобальные цифры-страшилки потепления, собранные в прочих точках мира, – пока на грани погрешности, и получивший «под них» Нобелевскую премию экс-вице-президент США Эл Гор был не менее «глобально» разоблачен.

Сокращение пояса вечной мерзлоты, конечно, грозит многим сибирским постройкам, но в целом «сибирское потепление» открывает возможности исторического масштаба. В советские времена Севморпуть обслуживал порты Арктики и сибирских рек. Объем этих каботажных перевозок, достигавший 8 млн т/год, после 1991-го снизился примерно в пять-шесть раз. Но в это же время Севморпуть открыли для международного судоходства, и теперь каждый год отступление льдов (и бюрократов) дает прирост числа кораблей. В 2009 году – два коммерческих судна, в 2011 году – 34. (Напомню для сравнения мировые реалии: через Суэцкий канал – 18 тыс. судов в год).

Эксперты говорят о громадных перспективах: к 2019 году – рост в 10 раз, к 2025 году – в 20, до 50 млн т/год. Есть и вектор качественного роста этого потока: корабли, предусмотренные для высоких широт, встреч со льдами, с усиленными бортами, – более дороги, их парк в разы меньше. Прогресс будет значителен, когда по Севморпути смогут ходить и обычные корабли.

Восприятие специалистов мне довелось наблюдать непосредственно, что называется, в лицах. Осенью 2010-го я путешествовал по Дальнему Востоку, собирая материалы для серии статей, книги и, как оказалось впоследствии, документального фильма. Среди прочих у меня была встреча с ректором Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (Владивосток) Сергеем Огаем. Это – головной вуз страны, готовящий гражданских моряков. Я спрашивал о работе важных для «Транссиба», железнодорожного транзита Европа–АТР дальневосточных портов – ведь именно его выпускники руководят ими.

Сергей Алексеевич сворачивал беседу к северному морскому транзиту, но говорил, помню, весьма рассеянно, поглядывая на лежавший перед ним мобильник. Дождавшись, наконец, звонка, он преобразился совершенно, вызвал по внутреннему какого-то сотрудника и радостно пояснил мне: сообщили, что гигантский газоконденсатный танкер прошел какую-то – не помню точно – критически важную точку в Чукотском море (а может, выходил уже в Берингово). То есть не первое коммерческое судно, но – первый танкер вскоре дойдет с газовым конденсатом в Китай, открыв Севморпуть для нового класса судов.

Географический фактор

То, что гавани Приморья – лучшие в России, это простой, доказуемый географический факт. Единственно вы, может быть, удивитесь, насколько мало вообще в России удобных гаваней. Проследите по карте. Отбросив (пока!) ледовитые угодья на восток от Мурманска, обойдите весь контур Российской Федерации. Новороссийск, Туапсе – да! Но далее на юг – прямая стрела... «Изрезанность побережья» – главная ценность.

Изрезанные берега, архипелаги – центры развития, сравните лишь Африку и Грецию, их историю с географией. Вытянутое в нитку греческое, с островами побережье, наверно, раза два обернет монолит Африки. Недаром близ Сочи насыпают искусственные полуострова, удлиняя драгоценное побережье...

Береговая линия округи города Находки, превосходя все Черноморское побережье Кавказа, вместила в себя десяток портов, от старых Рыбного, Торгового, до новых – в бухте Врангеля и «новейшего», нефтеналивного Козьмино.

Еще важный параметр: глубина. Бледно-бледно-голубым картографы отмечают мелководье. Бледная немочь Азовского моря. Финский залив у Санкт-Петербурга, прозванный еще в XVIII веке Маркизовой лужей, мелкий даже для тогдашних судов. Сейчас по дну «лужи» прокопана канава, позволяющая протискиваться хотя бы средним судам.

И сравните: яркий, насыщенно-синий цвет! Ультрамарин настоящих морских глубин, артерий Мирового океана, вплотную подходящих по Японскому морю к Заливу Петра Великого.

10 апреля 1939 года в бухту Находка прибыла комиссия ЦК во главе с Андреем Ждановым, после долгих осмотров подытожившим: «На этом месте будет прекрасный город-порт». 7 октября того же года вышло постановление ЦК и Совнаркома «О перенесении Владивостокского торгового и рыбного портов в Находку». И секретное: «О перебазировании судоремонтного завода из Владивостока в Находку». Владивосток оставался военно-морской базой, торгово-рыбная часть уходила в Находку. И поселок, ставший городом в 1950-м, уже к 1972-му по мощи порта обогнал Ленинград, став вторым в СССР после Одессы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исчезновения

Исчезновения

Александр Эстис

0
410
Бориса Джонсона обвинили в небрежном отношении к вопросам национальной безопасности

Бориса Джонсона обвинили в небрежном отношении к вопросам национальной безопасности

0
353
В Госдуму внесен закон об агентах «русского мира»

В Госдуму внесен закон об агентах «русского мира»

Иван Родин

Соотечественников за рубежом зазывают в консульские учреждения РФ

0
1022
Навальный не смог проголосовать на выборах

Навальный не смог проголосовать на выборах

0
576

Другие новости

Загрузка...