0
11080
Газета Печатная версия

26.09.2023 17:28:00

Популяризация научного образа жизни

Контуры мотивирующего пространства в формате Технопарка имени Петра Капицы

Тэги: технопарк, школа, образование


технопарк, школа, образование Директор Физтех-лицея Марина Машкова и директор Технопарка имени Петра Капицы Андрей Богданов знают, как вырастить научную и инженерную элиту.

Сообщением, что открыт очередной технопарк, сегодня не удивишь никого. Это модно (в хорошем смысле слова). Но то, что сделано в подмосковном городе Долгопрудный, – это настоящий эксклюзив. Там с нынешнего учебного года начал работать детский Технопарк имени П.Л. Капицы – уникальный проект Физтех-лицея им. П.Л. Капицы. В организации технопарка участвовали прежде всего Московский физико-технический институт (Физтех), Фонд развития Физтех-школ и Ассоциация школьного кластера. Поддержку проекту оказали и губернатор Московской области Андрей Воробьёв, и федеральная программа президента РФ.

В перспективе организаторы видят создание на базе Технопарка им. П.Л. Капицы – Всероссийского школьного естественнонаучного кластера. И Физтех-лицей – это мотор создания технопарка. «У нас учатся 1200 детей, около 400 из них проживают в наших кампусах, – отмечает директор Физтех-лицея им. П.Л. Капицы Марина Машкова. – Каждый ребенок уникален. Для нашего коллектива важно создать условия пребывания лицеистов в школе и кампусе, исключающие внутренний вакуум и одиночество. Учитель-предметник, руководитель кружка и классный руководитель, воспитатель реализуют по отношению к детям не только обучающую, но и защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую функции».

По словам Марины Геннадьевны, формула удачной школы проста: кадры учителей, материально-техническая база и, главное, мотивированные дети.

Другой вопрос: где их взять, мотивированных? Как их отличить от немотивированных, пусть даже и способных? В том числе чтобы решить эту задачу, и создавался технопарк. «В лицее дети – суперголовастые, – признается не без гордости Андрей Богданов, директор Технопарка имени Петра Капицы, исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ. – Их отличает умение потреблять информацию. Вот мы и хотим создать для них мотивирующее пространство». Контуры этого мотивирующего пространства выглядят так.

Для учеников Физтех-лицея работают 60 лабораторий, 200 кружков. На базе Технопарка имени Петра Капицы сформировано 6 кластеров, которые будут доступны для всех желающих:

– Биохимтех (органическая химия, неорганическая химия, нейротехнологии, генная инженерия, агротехнологии, тестирования продуктов, доклинические исследования, олимпиады по биологии и химии);

– Цифратех (VR/AR, data science, IoT, blockchain, apps, языки и алгоритмы);

– Кванттех (нобелевский класс, кванттех, оптика, астрономия);

– Мехтех (спутники, двигатели, ракеты, БПЛА, роботы-гуманоиды, колесные роботы, радио, микроэлектроника);

– Техпред (мелкосерийное производство, прототипы, коммерциализация);

– Креативтех (работа по дереву и металлу, рисование, театральное искусство, гончарное дело, архитектура, дизайн, производство и продюсирование контента).

11-10-3480.jpg
Роботы, созданные в кластере Мехтех,
стали победителями международных
соревнований по робофутболу.  Фото автора
Приборной и технической начинке этой инфраструктуры позавидуют многие «взрослые» исследовательские институты и университеты. «Мы намереваемся выращивать научную и инженерную элиту для страны, – отмечает Андрей Богданов. – Сосредоточение научно-прикладных исследований и специалистов в Технопарке – это точка сборки. В конце пути должно быть соответствующее рабочее место для ребят, выпускников Физтеха».

«С 9-го класса дети уже могут осваивать квантовые эффекты, – считает Дмитрий Зайцев, руководитель кластера Кванттех, заместитель директора Центра трансфера технологий МФТИ. – А, кроме того, одна из задач Технопарка – популяризация научного образа жизни». И как методологический принцип: занятия детей в Технопарке должны заканчиваться грамотным инженерно-техническим решением, а не пара- или квазинаукой. Скажем, в кластере Биохимтех впервые в мире получили энцефалограмму… акулы.

Конечно, на фоне нынешних стенаний по поводу «чрезмерной перегрузки детей в школе» и в связи с этим – предложений (где-то уже воплотившихся в практику образовательного процесса) отменить домашние задания, все это выглядит несколько сюрреалистично. А вот педагоги Физтех-лицея и руководство Технопарка имения Петра Капицы подчеркивают, что за счет большой учебной нагрузки у детей вырабатывается бесстрашие. «Нам часто говорят: мол, с такими детьми легко работать. Да, у нас такие дети. Но они с неба не падают – с ними работают», – подчеркивает Марина Машкова.

Работа с такими «суперголовастыми» ребятишками – сама по себе задача не из простых. Как отмечают педагоги Физтез-лицея, их воспитанники отличаются от своих сверстников повышенной амбициозностью. Порой мало спят, могут вовремя не поесть, пропустить обед (кстати, в том числе именно и поэтому в лицее практикуется громкая связь с напоминанием). «Наши дети способные, но их надо правильно мотивировать», – напоминают учителя. Вопрос: как мотивировать?

Лицей, например, проводит проектные конференции. Критерий отбора – не только умение хорошо решать задачи, но и проявить склонность к проектной работе. Проводятся так называемые мотивационные пробы.

Как бы там ни было, даже после двухнедельного курса в Физтех-лицее (существует и такой формат, открытый для ребят со всей страны) на 20 баллов в среднем повышается выпускной балл на ЕГЭ. 


Читайте также


Искусственный интеллект потеснил юриспруденцию

Искусственный интеллект потеснил юриспруденцию

Елена Герасимова

Как менялся спрос на направления подготовки в вузах в разные годы

0
1576
"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

"Школа 21" станет доступной в самых отдаленных регионах

Владимир Полканов

Сбер расширяет географию своего проекта по подготовке IT-специалистов

0
1779
На стипендию Эн+ и РУСАЛа претендуют более 800 студентов

На стипендию Эн+ и РУСАЛа претендуют более 800 студентов

Василий Столбунов

0
2916
Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Педагог сегодня должен быть больше, чем простым транслятором знаний

Наталья Савицкая

Вчерашние выпускники вузов зачастую не понимают, что их миссия намного шире профессиональных стандартов

0
5874

Другие новости