0
1379
Газета НГ-Политика Интернет-версия

05.10.2010 00:00:00

Поднять Россию на дыбы

Леонард Ибраев

Об авторе: Леонард Иванович Ибраев - доцент Марийского государственного университета.

Тэги: модернизация, власть, демократия


модернизация, власть, демократия Успешную страну никто не поднесет на блюдечке. Нужно самим ее выстраивать.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

На политическом форуме в Ярославле главным, по-моему, стало прозвучавшее из уст президента признание, что наша бюрократия слишком сладко устроилась и, естественно, прохладна к любой перестройке в себе, так что программу модернизации воспринимает очередной говорильней, которую надо пересидеть. А потому единственная надежда – активность народа и не в последнюю очередь его интеллектуалов и гражданской общественности. Без народной поддержки не преодолеть вязкость консерваторов и никакой модернизации ни демократии, ни рынка не видать.

И это тяжелая правда. Призыв президента да будет услышан. Блюдечка с голубой каемочкой, которое само поднесется к нашим губам, ждать не от кого.

Хождение власти в народ

Иерархическая бюрократия – как глаза, уши и руки своего главы – отфильтровывает вверх только то, с чем она сама согласна. Так подчиненные управляют своим начальством.

Если бы Петр I с отрочества негласно не ходил по улицам и домам в народной одежде, он не узнал бы реалий страны и не нашел бы сподвижников. Если бы он сам лично не бегал с солдатиками по Преображенским лугам и не махал топором на верфях, у России так и не появилось бы ни действительно современной армии, ни кораблей. Потому что бюрократия обладает еще одним славным свойством – видимости дел и успехов, их имитации, показухи. И тогда Петр остался бы игрушкой своих вельмож. Так случилось с Николаем I, полным благих намерений, но прозревшим только в Крымскую войну – слишком поздно.

Не думаю идеализировать Петра I. Он «поднял Россию на дыбы», но не смог перевернуть ее бюрократию на демократический лад – и после смерти великого самодержца его дела надолго остановились, корабли сгнили в доках, а отставание страны вновь стало нарастать.

Видимо, этот иллюзионизм властной вертикали пребудет у нас главным препятствием для любого верховного реформатора. И нет иного просвета из мира призраков, кроме обретения информации не от подчиненных, а сбоку – от независимых исследований и столпа демократии – свободной прессы, могущей обличать ложь у кого угодно, включая себя. Ведь и наш президент узнал о язвах нашей экономики и управления, сурово выставленных в его обращениях к народу, отсюда же.

Низовая вертикаль демократии

Очевидно, нет иного способа двинуть «Россию вперед», как доделать нашу недоделанную демократию. Ее изъяны были видны думающим с самого начала, с 1990-х годов. Но от них отмахивались: «Э-э, обойдемся так». Теперь видим: так не обойтись, иначе не победить ни коррупцию, ни производственную отсталость, ни застойность, ни сепаратизм.

Меры как будто просты и миру известны, но у нас вызывают споры и сопротивление. Прежде всего демократически перевернуть систему соподчинения – направить не только сверху вниз, но и снизу вверх. Конкретно:

1) довершить отделение законодательной власти от исполнительной – удалить из парламентов всех уровней, от Думы до сельсовета, всех государственных чиновников, чтобы тем самым установить парламентский контроль над ними, дополнив контролем гражданским и медийным, и покончить с их нынешней безответственностью и произволом. Предоставлять исполнителям самим для себя писать законы – значит оставить их беззаконными. Даже баллотироваться в депутаты должностные лица должны обретать право только после отказа от должности;

2) установленное в последние годы мягкое согласуемое назначение губернаторов с возможностью их смещения, а также сосредоточение в Центре свыше половины налоговых поступлений и таким образом зависимость регионов от федеральных трансфертов и дотаций были необходимы для подавления сепаратизма. Однако сохранение местного всевластия губернаторов вредно. Они подчиняют себе в регионах и законодателей, и суды, и СМИ, и мэров, и районные администрации, и милицию – всю бюрократию, и в этих условиях жители, даже предприниматели не в силах противостоять продажному чиновному монолиту.

Думается, необходимо ряд важнейших местных властных органов вывести из-под губернаторов – восстановить обязательную общенародную выборность мэров городов и глав районной администрации. Отделиться в состоянии губерния, но не мэрия и не район.

К тому же чрезмерность губернаторской власти еще и опасна для единства страны. Было бы наивно обольщаться их заискиванием в Москве и сомневаться в их скрытом лелеянии светлой памяти о своей вольнице ельцинских времен. И при первом же ослаблении президентской власти местные князья вполне способны поддаться соблазну, быстро консолидироваться и, используя недовольство населения и свою силу, как встарь, выступить против Центра.

Скажете, невероятно? А разве первые секретари советских республик не были еще легче смещаемы и не обладали неменьшим местным всевластием? Казалось бы, какая железная вертикаль сверху донизу! А оказалась иллюзией. Едва в экономический кризис и в период массового недовольства населения возможность их смещения на миг была утрачена – и эти князья быстро перевернулись в председателей верховных советов и в президентов – и Союз рассыпался. Хотя большинство населения и Белоруссии, и Украины, и Казахстана, и даже Латвии (вместе с «русскоязычными») вопреки хитрым референдумам вовсе не жаждало отделения, но это большинство не было демократически организовано для сопротивления сепаратистам, однако отделения хотела местная государственная элита, чтобы отхватить свою долю в пироге власти и в государственной собственности.

Когда же ожидать такой беды? Да в любой кризисной ситуации, а она не заставит себя ждать. Дело не в личных качествах губернаторов (среди них немало людей вполне достойных и компетентных), дело в конфликте интересов, обусловленных их объективным положением. Залог единства и расцвета России – не только сильная власть в Центре, но и развитая демократия на местах;

3) необходима общенародная выборность местных (!) судей, областных, городских и районных, хорошо наблюдаемых населением, – таким образом, отделение судебной власти от исполнительной и законодательной.

Нынешнее фактическое назначение судей парламентами (да еще с чиновниками в них) подчиняет их другим властям. А как всякий знает, власть имущий смотрит в тот рот, от которого зависит получение и лишение его должности. На этом свойстве как раз и зиждется демократия, заставляя чиновника смотреть не вверх, а вниз и беспокоиться о мнении народном. Федеральное финансирование, но выборность населением даст судам реальную независимость от местных чиновников, но зависимость от своих избирателей, и это сделает их защитниками граждан и, в частности, предпринимателей от бюрократического произвола и коррупции, решающей силой в местных конфликтах, оплотом местной демократии, а назначаемых и уже не всевластных губернаторов излечит от сепаратистских амбиций, превратив из вотчинных владык просто в уполномоченных президента, стало быть, в сторонников единства страны;

4) независимые от чиновников суды станут защитой свободы СМИ от вмешательства губернатора, мэра или глав районной администрации;

5) по аналогичным причинам проводимое ныне реформирование функций и штатов милиции (полиции) необходимо дополнить общенародной выборностью ее местных начальников. (с отделением от нее некоторой части, таких как Внутренние войска, ОМОН и т.п., в федеральное подчинение). Ответственность перед своим населением – лучший стимул к усердию и лучшее лекарство от коррупции.

Без развитой демократии нам не избавиться от бюрократического произвола и от монополизма и не видать экономического процветания.

Вопреки некоторым беспечно оптимистическим успокоениям мировой производственный кризис сбил спрос и цены на нефть–газ, а также курсы акций и государственных облигаций, тем самым тревожно обесценил и наши тающие валютные резервы, сильнее всего ударил по нашей родине, все еще больной, – стране с 95% изношенного и устаревшего производственного оборудования, которое уже не на что обновить, и с более чем 40% импорта продовольствия и ширпотреба.

А продолжение кризиса грозит вызвать опасный взлет цен, детонировать социальные волнения и тот же региональный сепаратизм. Такое соединение обеих угроз вполне реально и может оказаться роковым, если без промедлений не будут предприняты срочные упреждающие меры. О политических уже сказано.


Кажется, нет иного способа двинуть «Россию вперед», как доделать нашу недоделанную демократию.
Фото Reuters

Главный экономический тормоз экономики

А в экономике, мне представляется, главное препятствие для инвестиций в модернизацию нашего производства – инфляция.

Она так высока, что процент по банковскому кредиту, который вынужден быть еще выше, для предприятий с долгим производственным циклом превышает их возможную прибыль, – неподъемно дорог. Поэтому кредитом в наших банках в состоянии пользоваться главным образом кратколаговые фирмы, то есть торговля и сервис. Сегодня взял кредит, купил товар, через неделю-другую продал и расплатился. Стоит ли удивляться, что численность наших предпринимателей годами не растет, а подавляющее большинство нынешних ничего не производит? Где взять начальный капитал? Свыше половины россиян, особенно молодежи, нуждаются в жилье, но жилищная ипотека так дорога, что доступна немногим.

Практикуемая государственная бонификация ссудного процента для бизнеса и ипотеки не выход, ибо даруется чиновниками и потому доступна не наиболее эффективным, а главным образом «своим людям» и за взятки, а также откаты.

Очевидно, необходимо в кратчайшие сроки сбить инфляцию хотя бы до 1–2% годовых или ниже, чтобы этим снизить цену ссуды хотя бы до 3–4%.

Где место банкам, где казне

Надо использовать преимущества банковского кредита над государственным финансированием. Если госрасходы не производят товаров, а лишь сокращают их массу и потому разгоняют инфляцию, то кредит требует возврата, да еще с процентами, а для этого заставляет умножать товарную массу и этим, как ни удивительно для некоторых, снижает инфляцию, хотя и не сразу, а через производственный лаг.

Поэтому, чтобы унять инфляцию, придется ограничить госрасходы (разумеется, исключая священные социальные) и рублевую эмиссию, в первую очередь при выкупе у сырьевых экспортеров долларов и евро, заменив большую часть выкупа их изъятием в виде пошлин и налогов на сверхприбыль и освободив экспортеров и иностранных инвесторов от обязательной продажи за рубли той части валютной выручки, которая расходуется на импорт технологий и потребительских товаров: пусть растет производство и товарная масса, но не рублевая.

Смешно из года в год говорить о невозможности в России подавить инфляцию – того, что является обязательным условием членства в ЕС и удается всем его странам.

Только после подавления инфляции станут возможны приемлемое снижения кредитного процента и широкие банковские инвестиции в промышленность, в сельское хозяйство и в массовое ипотечное жилищное строительство, то есть экономический подъем. Вопреки мечтам тех счастливцев, которые не догадываются, что госрасходы, инфляция, кредитный процент и банковские инвестиции в производство – это разные края одной платформы, и грезят о чуде – соединении высоких госрасходов и инфляции с низким кредитным процентом и экономическим расцветом.

Однако для модернизации тяжелой промышленности – энергетики и транспорта, станкостроительной, автомобильной, авиационной, судостроительной, химической, электронной и иной наукоемкой – требуются капиталовложения наиболее крупные, длинные и рискованные. Поэтому здесь ждать частника придется слишком долго, и выходом остаются государственные инвестиции, пусть они и не столь эффективны.

Однако проводиться они должны не в форме госфинансирования через воровскую бюрократию, а тоже в форме возвратных банковских кредитов, притом контокоррентных. В мире это давно одна из основных форм кредита бизнесу, но у нас она почти неизвестна. Здесь ни рубля не идет на лицевой счет или наличными заемщику, в его вольное распоряжение, а, минуя его, исключительно перечислением на счета работников и поставщиков – на оплату работ и фондов, купленных (что контролируется банком) по одобренному бизнес-плану, и под залог купленного и произведенного, таким образом, без возможности их украсть, дать в откат и без надежды на амнистию долга.

Антимонополистические средства защиты

Однако рост цен не остановить в условиях рыночной монополизации, открытой и скрытой, часто крышуемой подкупленными чиновниками и уголовниками. Монополии не только душат экономику страны, но и обессмысливают государственные прибавки к зарплате и пенсии, мигом съедая их скачком цен – перекачкой в карманы осчастливленных монополистов, оптовиков, торговых сетей, и обращая в фикцию.

Способы защиты конкуренции миру (но, похоже, не нам) давно известны: а) общенародная выборность глав местных антимонопольных органов; б) судебное уголовное преследование монопольных сговоров с изъятием всей полученной монопольной сверхприбыли; в) установление предела совокупной торговой наценки для скрытых монопольных перепродавцов, например, в ~ 20%, с тем чтобы препятствовать накручиванию трансфертных цен – путем многократной перепродажи своей собственной продукции самим себе, между собственными подразделениями; г) принудительное разделение по суду собственности федеральных и местных монополий (кроме естественных), в частности, торговых сетей, на конкурирующие фирмы; д) установление цен естественных монополистов только решением арбитражного суда в разбирательстве между сторонами – продавцов и потребителей.

Необходимо также по меньшей мере поддержать наметившуюся в последнее время девальвацию рубля – для некоторой протекционной защиты пока слабого отечественного производства от конкуренции импорта.

Налоговые каникулы

Но давно назрело полное освобождение от всех налогов, кроме 13-процентного подоходного, сроком на три–пять лет – для малого бизнеса, который занят не в торговле, а в долголаговом материальном и интеллектуальном производстве.

Такой производственный бизнес в России из-за нашей 18-летней высокой инфляции был поставлен в столь тяжелые условия выживания, что развивался мало и даже деградировал. В результате его доля в ВВП страны пока так ничтожна, что госбюджет от таких каникул сколько-либо существенно не пострадает, зато впоследствии много приобретет.

Предоставление такому производству налоговых каникул – при условии реинвестиции не менее 30% дохода в его собственную модернизацию и расширение – явится со стороны государства просто возвратом ему своего давнего долга и сделает возможным его быстрый подъем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
927
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1225
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1539
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1071

Другие новости