0
2357
Газета НГ-Политика Интернет-версия

20.09.2011 00:00:00

Скажи мне, что ты ешь, – я скажу, о чем ты думаешь

Александр Демидов

Об авторе: Александр Михайлович Демидов - кандидат философских наук, профессор, гендиректор международного института маркетинговых и социальных исследований "ГфК-Русь"; Асхат Хасянович Кутлалиев - директор Центра методологии и статистики международного института маркетинговых и социальных исследований" ГфК-Русь".

Тэги: россияне, ценности


россияне, ценности Только немногие россияне готовы пробиваться в жизни, рисковать. Остальные предпочитают жить спокойно и не высовываться.
Фото Reuters

Еще во второй половине XX века исследователи социостилей жизни столкнулись с тем, что люди, относящиеся к одному социальному слою, кардинально отличаются друг от друга своим поведением в самых различных областях: политике, экономике, культуре и т.д. А уж в области политической социологии принадлежность к определенному социальному слою вовсе не определяла, за какую партию будут голосовать и будут ли вообще голосовать люди. Как люди воспринимают, потребляют или голосуют, уже не поддавалось объяснению через доходы, образование или профессию. Возникла потребность в типологии социального поведения на основе жизненных принципов, ценностей и типов поведения, то есть по стилям жизни.

Исследования социостилей, проведенные компанией ГФК в России последовательно в 1996, 1999, 2001, 2008 и 2011 годах, позволяют выявить динамику социальных и персональных ценностей россиян в различные периоды жизни нашей страны: середина 90-х, кризисный 1999 год, первый благополучный 2001 год, на пороге нового кризиса в декабре 2008 года и, наконец, на сегодняшний момент.

В результате анализа было выделено 5 социоментальных типов:

winners – победители,

traditionalists – традиционалисты,

re-rootings – ретрограды,

new-commers – новаторы,

establishment – истеблишмент.

Социотип «ретрограды» характеризуется пассивным восприятием жизни, пессимизмом, разочарованием, потерей ценностных ориентаций, страхом перед будущим, социальной дезориентацией. Сильно выражены стремление к порядку и стабильности, патернализму, авторитарные тенденции при одновременном недоверии существующим социальным институтам. Преобладают материалистические, меркантильные ориентации, обусловленные в основном тяжелыми условиями жизни.

Социотип «победители» также отличается ценностной дезориентацией, разочарованием, отсутствием социальных надежд и иллюзий. Однако в отличие от «ретроградов» это группа активных амбициозных людей, ориентированных на достижение личного материального успеха без оглядки на общество, социальные ценности и идеологии. Сильно выражены индивидуализм, стремление к личной свободе, неверие в социальные институты. Эта группа ориентирована на быстрое достижение материальных благ без долгосрочной социальной перспективы.

Социотип «традиционалисты», как и «ретрограды», характеризуется пассивным отношением к жизни, отсутствием амбиций, скептическим отношением к модернизации общества и социальным новациям. В то же время «традиционалисты» в отличие от «ретроградов» обладают твердой системой традиционных ценностей, верят в общество, социальные институты, глубоко моральны. Этот ценностный потенциал позволяет им более уверенно чувствовать себя в жизни, с большим оптимизмом смотреть в будущее.

Социотип «новаторы», как и «традиционалисты», обладает устойчивой системой ценностей, однако это скорее ценности завтрашнего дня, мораль XXI века. Они открыты ко всему новому, верят в общественный прогресс и в общество. «Новаторы» активны, как и «победители», стремятся к успеху, однако в отличие от последних их амбиции не имеют столь эгоцентричного, циничного характера. Моральные ценности преобладают над материальными, социальные надежды и оптимизм – над разочарованиями.

Социотип «истеблишмент» представляет собой группу людей, в наибольшей степени разделяющих ценности либерального общества, сочетание индивидуальных свобод и социальной ответственности. Стремление к благополучию, которого они в основном достигли, сочетается с высокими социальными целями и долгосрочной социальной перспективой. По своему образу действия они могут быть как более активны, так и пассивны. Разделяют современные ценности, не отрываясь от традиционных. Отличаются высокой толерантностью, стремлением к гуманистическими идеалам. «Истеблишмент» можно обозначить как самый социально устойчивый тип населения.

Результаты исследований стилей жизни в 1996–1999 годах

В 1996 году социокарта России принципиально отличалась от других восточноевропейских стран (табл. 1). 80% населения нашей страны находились в зоне социальных разочарований («победители», «ретрограды») и только 20% составляли ориентированные на общество и социально оптимистичные типы («новаторы», «традиционалисты» и «истеблишмент»). В Восточной Европе в целом это соотношение составляло 45% на 55%. Пассивные и социально разочарованные «ретрограды» составляли 53% всего населения России, активные и циничные «победители» – 28%. Оба этих типа характеризовались отсутствием социальных надежд и иллюзий, высоким уровнем социальной и ценностной дезориентации, социальным нигилизмом. Краткосрочные социальные цели и ценности сегодняшнего дня являлись преобладающими. Основной смысл социального действия – выживание. При этом пассивная часть общества искала защиты, убежища, ужесточения социальной регламентации, усиления роли государства. Активная часть населения проявляла крайний индивидуализм, отсутствие стратегических социальных целей, стремилась взять от жизни все, не думая о будущем, любыми способами добиться жизненных успехов (в основном в материальной сфере) и демонстрировать их.

Изменения социоментальной структуры российского общества, согласно исследованию в начале 1999 года, сразу после кризиса 1998 года оказались весьма значительны (табл. 2). Если можно дать такую оценку, кризис оказал существенное положительное влияние на развитие социально-ценностного потенциала нашего общества.

Произошел некоторый отход от индивидуализма в сторону общности. Можно предположить, что в обществе произошло движение от советского коллективизма через индивидуализм к корпоративности. Произошла некоторая либерализация ценностей, например, в вопросах сексуальной свободы, свободы СМИ, работы женщин. Несколько усилились стремление к компромиссам, вера в идеал. Немного выросла ценность морали и здравого смысла по сравнению с материальными ценностями.

В то же время усилилась ценность государственности и порядка. Усилилась склонность к иерархической структуре общества. Забота о зарабатывании денег в ущерб развития своей личности стала превалировать. Уменьшилось стремление к риску, к карьерному успеху в пользу спокойной работы, а также к переменам. Снизилась мобильность. Несколько ослабло чувство долга в пользу удовольствия.

Результаты исследования 2001–2011 годов

Декабрь 2008-го, когда очередной кризис был уже как минимум в головах, обнаружил ряд неожиданных результатов в социологическом направлении. Прежде всего вновь увеличилась доля социально разочарованных типов населения – «победителей» и «ретроградов». Причем, если доля «победителей» увеличилась лишь на 3% по сравнению с 2001 годом, то доля «ретроградов» вернулась к уровню 1999 года (43%). Значительно упала доля традиционалистов с 35 до 22%, на 4% уменьшилась доля «новаторов», доля «истеблишмента» не изменилась.

Такие изменения, на наш взгляд, вызваны настроениями людей в условиях надвигающегося кризиса, которые задели и более глубокие социоментальные структуры. Главное изменение – это увеличение в пассивной части населения доли «ретроградов» по сравнению с «традиционалистами». В условиях кризиса волна социальных разочарований вновь накрыла общество.

Социальные ценности (идентификации и солидарности)

Результаты исследований 2008 и 2011 годов (табл. 3) свидетельствуют, что с позиций социальных ценностей россиян, уровня идентификации и солидарности нашу страну все еще трудно отнести к сплоченному обществу. По большинству замеренных нами показателей жители России по-прежнему более склонны к индивидуализму в общественной жизни, предпочитая жить независимо от общества, добиваться успеха в одиночку, выражают разочарование во всех идеологиях, сомневаются в общественном идеале, могут положиться в жизни только на самих себя, но не на государство и других людей. В будущем наших сограждан больше всего пугают углубление кризиса, мировая война и рост преступности.

Например, в дихотомии «предпочитаю жить независимо от общества – считаю, что невозможно жить вне большой общественной цели» 55% россиян выбирают первое, а 45% – второе. Особенно драматичен разрыв в отношении к государственному регулированию экономики. В альтернативе «мы должны поощрять приватизацию, конкуренцию и развитие рынка» и «государство должно контролировать рынок» 32% россиян выбирают первое, а 68% – второе.

Вместе с тем упала вера в идеал. В 2011 году в альтернативе «я не могу больше ни во что верить: религии и политические идеологии доказали свою несостоятельность» и «человеку всегда нужен будет идеал» россияне разделились соответственно на 44% и 56% – в 2001-м это выглядело в процентном соотношении как 31 и 69. Не выросло и доверие к избранным представителям. Несмотря на то что подавляющее большинство населения продолжает выступать за государственный контроль над экономикой, доля тех, кто поддерживает рынок и конкуренцию, выросла с 21% до 32%.

Контроль – свобода

Контроль и порядок остаются основными социальными ценностями россиян в ущерб свободе. Подавляющее большинство жителей нашей страны видят решение социальных проблем в ужесточении порядка, государственном регулировании всего и вся, усилении цензуры и т.д. Правда, в динамике ценность свободы в последние годы постепенно набирает вес. Так, суждение «в будущем должно быть как можно меньше правил и ограничений» в 2001 году разделяли 21% респондентов, а в 2011 году уже 35%, а альтернативное ему «нам нужно больше законов и хорошее руководство» соответственно 79% и 65%. Но за контроль СМИ выступали 78% россиян в 2001 году и 83% – в 2011 году.

Правда, большая часть россиян выступает за свободное перемещение людей и идей: в 2001 году – 64%, а в 2011-м – 66%.

Материальные и духовные ценности

В целом результаты исследования 1996–2011 годов свидетельствуют, что материальные ценности пока важнее для жителей нашей страны, чем духовные. Мы значительно более материалистичны, чем наши соседи в восточноевропейских странах. Правда, и в этой области происходит движение в сторону важности духовных ценностей. В 2001 году 42% респондентов заявляли, что они больше заботятся о развитии своей личности, а 58% – что больше заботятся о зарабатывании денег. В 2008 году ответы респондентов соответственно 54% на 46%. Большая часть населения заявляет, что «нам нужны мораль и здравый смысл» (69%), в альтернативе «нам нужно больше комфорта и материальных благ» (31%), но в восточноевропейских странах этот показатель составлял от 69% до 84% на 14–27%.

Персональные ценности

В числе персональных ценностей россиян следует отметить достаточно высокий уровень самоидентификации, большинство россиян не хотят быть как все, стремятся всегда оставаться самими собой и верными своим убеждениям. Динамика этих показателей позитивная. Если в 2001 году 47% выбирали альтернативу «остаюсь верен своим убеждениям», а 53% – «приспосабливаюсь к переменам», то в 2011 году уже соответственно 65% и 35%.

В 2001 году альтернативу «остаюсь собой» выбирали 53%, а «живу как все» 47%, а в 2011 году соответственно 70% и 30%.

В то же время большинство россиян не стремятся выделяться своим внешним видом, открыто демонстрировать свои индивидуальность и успех. Видимо, историческая привычка «не высовываться» еще достаточно прочно присутствует в массовом сознании.

Долг в сознании россиян пока еще выше, чем удовольствие, но динамика здесь обратная. Если в 2001 году альтернативу «главное – взять от жизни все» разделяли 36% россиян, а «долг важнее удовольствия» – 64%, то в 2011 году соответственно 46% и 55%.

Все большая часть населения заявляет о своей вере в Бога. В 2001 году альтернативу «верю в Бога» выбрали 47% россиян, а «верю в человека» 53%, а в 2011 году соответственно 63% и 37%.

Активность – пассивность

Результаты нашего исследования свидетельствуют, что в сознании россиян пассивный тип действия пока имеет явный приоритет. Две трети россиян предпочитают жить тихо, спокойно, а не пробиваться в жизни. В альтернативе «больше сижу дома» – «больше путешествую» три четверти респондентов отмечают первое.

67% отмечаеют, что во избежание проблем лучше не рисковать. Только треть борется за карьерный успех, а две трети довольствуются приятной спокойной работой.

Правда, по двум из четырех приведенных показателей отмечается положительная динамика в сторону большей активности. Так, если за карьеру в 2001 году были готовы бороться 30% респондентов, то в 2011 году – уже 39%. На 5% выросла доля тех, кто больше путешествует, а не сидит дома.

Что пугает россиян в будущем больше всего?

В тройке лидеров – мировая война (32%), рост преступности (28%) и углубление кризиса (24%). Меньше всего россияне опасаются возврата коммунизма (менее 2%), потери религиозной самобытности России (менее 3%) и прогресса капитализма (3%). По сравнению с 2008 годом тройка лидеров не изменилась, только страх углубления кризиса с первой позиции (35%) переместился на третью. В благополучном 2001 году страх кризиса вообще не входил в топ-3 упоминаний и отмечали его только 15% россиян. В 2001 году помимо неизменных упоминаний мировой войны и роста преступности на третьей позиции в рейтинге страхов была экологическая катастрофа.

На кого могут положиться россияне?

Здесь можно отметить устойчивость распределения ответов. Фактически вариантов ответов только два: «я полагаюсь только на себя» и «я полагаюсь на свою семью». Все остальные варианты не набирают и 5% голосов. Единственным исключением был «взлет» показателя «я полагаюсь на государство» до 8% в предкризисном 2008 году со средних 3–4% в другие годы. Но все равно это поразительно мало для россиян, о которых сложилось устойчивое мнение как о следующих патерналистской модели поведения и больше полагающихся на государство, чем на себя и своих близких. Ответ «я полагаюсь на свою семью» имеет высокую повторяемость – в разные годы примерно две трети россиян отмечают данный вариант ответа. А вот вариант опоры исключительно на собственные силы, хотя и является фаворитом, но за последние восемь лет доля таких ответов снизилась с 76 до 68% (промежуточный результат 2008 года – 72%), что уже за пределами статистической ошибки исследования и позволяет сделать вывод о наметившейся тенденции снижения индивидуализма.

Что для россиян значат деньги?

Неизменная тройка лидеров – «способ обеспечить будущее своей семьи», «способ забыть о жизненных проблемах», «справедливая награда за труд», причем именно в таком порядке на протяжении последних восьми лет. Хотя в последние годы роль денег как средства обеспечить будущее семьи несколько снизилась (с 70 до 64%), тем не менее примерно две трети россиян рассматривают деньги как некий гарант для своих близких от возможных угроз в будущем. Ответ «деньги – это способ забыть о жизненных проблемах» сфокусирован на настоящем, и примерно от четверти до трети россиян выбирают этот вариант ответа. Это не означает, что для остальных деньги не являются способом забыть о жизненных проблемах (ну или хотя бы облегчить их). Скорее дело в том, что на решение этих проблем денег элементарно не хватает. Третья по важности функция денег в глазах россиян – это «справедливая награда за труд». Правда, ценность денег в качестве мерила справедливости довольно резко упала за нулевые годы. Если в 2001-м такой вариант ответа выбирали 28% россиян, то к 2008 году их доля упала до 17%, а к текущему моменту снизилась еще на 2 процентных пункта.

У абсолютного большинства деньги – не мерило собственного успеха. В разные годы только порядка 5–7% россиян выбирали деньги в качестве критерия успеха. Примерно столько же набирает вариант «деньги – это способ доказать свою значительность». Гедоническая функция денег выражена слабо – вариант «деньги – это способ наслаждаться прелестями жизни» выбирают от 11 до 13% россиян. То есть для большинства россиян деньги выполняют функцию защиты от неопределенного будущего, семейной или персональной страховки. Российский феномен хранения «денег в матрасе» в некотором смысле является отражением данного представления о роли денег.

Выводы

Международное исследование «Социостили» 1996–2011 годов позволяет определить особенности менталитета россиян в сравнении с жителями восточноевропейских стран в пятнадцатилетней динамике. Прежде всего от наших соседей нас отличает сильно выраженный материалистический подход к жизни. Комфорт и материальные блага имеют для россиян значительно большее значение, чем для наших соседей. Большая часть граждан нашей страны заявляет, что они больше заботятся о зарабатывании денег, чем о развитии своей личности.

Вторая особенность нашего менталитета – сильно выраженный индивидуализм. В ходе нашего исследования мы не нашли того стремления к коллективизму, к «теплу коллектива», которое часто приписывается российскому менталитету. Россияне полагаются только на себя, добиваются успеха в одиночку, предпочитают жить независимо от общества.

В то же время следует отметить, что за прошедшие 15 лет произошли некоторые изменения в направлении укрепления социальной солидарности. Отдельные показатели индивидуалистического поведения уменьшились. Немного усилилось стремление к общественному идеалу.

Несмотря на сильно выраженный индивидуализм, свобода не является приоритетной ценностью в России. Напротив, приветствуется всяческий контроль. Например, в экономике подавляющая часть населения, несравнимая с другими восточноевропейскими странами, выступает за государственный контроль экономики, против развития конкуренции и свободного рынка. Точно так же подавляющая часть россиян выступает за цензуру в СМИ. Мы считаем, что нам нужно больше законов и хорошее руководство, а не саморегулирующееся общество. Правда, в динамике ценность свободы немного набирает вес, что видно при сравнении данных 2001 и 2011 годов.

Большинство россиян предпочитают жить тихо, спокойно, не искать перемен. Только немногие готовы пробиваться в жизни, рисковать, бороться за карьерный успех. Большинство предпочитают приятную, спокойную работу. За прошедшие 15 лет значительно вырос только показатель «борюсь за карьерный успех», что свидетельствует о повышении активности россиян в профессиональной деятельности.

В общественно-политической сфере главной характеристикой состояния сознания является разочарование во всех идеологиях. И этот показатель растет. Наши сограждане также не верят в делегирование своих полномочий избранным представителям.

В области персональных ценностей хотелось бы подчеркнуть высокий уровень самооценки россиян. Наши сограждане хотят оставаться самими собой, верными своим убеждениям. Меньшая часть хотела бы жить как все, раствориться в обществе, коллективе. Чувство долга пока остается важнейшей ценностью, но динамика здесь отрицательная. По сравнению с 2001 годом все больше россиян выбирают не долг, а удовольствие.

Таблица 1 Сравнение социостилей России и Восточной Европы в 1996 году
Социостиль Доля в странах Восточной Европы (%) Доля в России (%)
Ретрограды 28 53
Победители 17 28
Новаторы 14 8
Традиционалисты 23 8
Истеблишмент 17 2
Таблица 2 Динамика социостилей России в 1996–1999 годах
Социостиль 1996 1999
Ретрограды 53 29
Победители 28 14
Новаторы 8 16
Традиционалисты 8 25
Истеблишмент 2 4
Таблица 3 Динамика социостилей России в кризис (2008–2011)
Социостиль 2008 2011
Ретрограды 43 29
Победители 17 12
Новаторы 12 30
Традиционалисты 22 19
Истеблишмент 6 10

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 01.05.24

0
830
Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
3136
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
4330
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
6262

Другие новости