Участие в мероприятиях саммита АТЭС-2012 стало первой проверкой работоспособности волонтеров Владивостока. Фото РИА Новости
По оценкам экспертов, лишь 5–10% приморской молодежи объединено какой-то идеей. Волонтерское движение, включающее несколько сотен студентов двух приморских вузов, – наиболее заметное из объединений края. Ребята хорошо показали себя на саммите АТЭС 2012 года, Универсиаде в Казани и сочинской Олимпиаде. На слуху «беспартийные» объединения «Авиапоиск», движение «Патриот Приморья», позиционирующее себя «экспериментом регионального масштаба» для развития патриотизма не через военно-патриотические механизмы, а личное участие в развитии своего города и края.
А вот партийные проекты отмирают. Ушли в полное забвение «Наши». «Молодая гвардия», несмотря на напоминание о себе акциями и делегированием представителей в молодежный парламент и краевое молодежное правительство, не пользуется популярностью. «Свою сиюминутную конъюнктурную и политическую роль они выполнили, – признает политолог Андрей Чернов. – И в дальнейшем не вижу всплеска интереса к ним у молодежи».
Но если прежде в крае как будто вообще не было молодежи – не существовало даже краевого закона «О молодежной политике», – то в последние годы региональная власть стала делать попытки изменить ситуацию. В 2013 году во Владивостоке впервые прошел Форум молодежи Приморья, на который собрались около 700 человек из 33 районов и территорий Дальнего Востока. Поддержка молодежных инициатив предусмотрена в краевом законодательстве: межрегиональные, региональные и местные молодежные объединения, являющиеся юридическими лицами, могут получать субсидии из краевого бюджета. Власть обещает финансировать их общественно полезные программы и проекты. И губернатор Приморья Владимир Миклушевский не пренебрегает публичной возможностью наставить, поощрить или напутствовать молодых.
«Элементы конъюнктурного отношения региональной власти к молодежи особенно заметны во времена избирательных кампаний, особенно на муниципальном уровне, – продолжает Чернов. – Но не считаю, что привлечение молодежи к электоральным процедурам – это плохо, скорее неизбежно и необходимо, учитывая задачу государства по формированию системы ценностей у молодого поколения, необходимых стране». При этом эксперт также отмечает усилия региональной власти по началу диалога с молодыми. «Я смотрю на перспективы молодежной политики в Приморье с осторожным, но все же оптимизмом. Пусть пока это происходит на декларативном уровне, но моральная поддержка не менее важна», – сказал собеседник «НГ».
Повернуться лицом к молодым местную власть вынуждает реальность. Опрос, проводимый среди выпускников школ, показал, что процент тех, кто собирается получать высшее образование за пределами края, увеличивается (с 2,6 до 10%). Многие хотят учиться в вузах Москвы, Санкт-Петербурга. Причина оттока в отсутствии перспективы трудоустройства по специальности. При этом приморская молодежь активна, целеустремленна, креативна и энергична. Но обилие инновационных проектов и интересных идей, представляемых ею на всех уровнях, пока не находит продолжения. Оттого в крае молодых и перспективных политиков можно пересчитать по пальцам, не видно юных миллионеров и удачных стартапов.
«С одной стороны, вузы сейчас применяют практико ориентированный подход к обучению, учитывают запросы бизнес-среды и стараются, чтобы выпускник был адаптирован к этим условиям. С другой – найти место работы молодому специалисту все тяжелее, – считает директор Института менеджмента, бизнеса и экономики Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса Александр Латкин. – Многие начинающие предприниматели уезжают в города Центральной России, говоря, что заниматься бизнесом там эффективнее. Одновременно молодые люди уезжают налаживать бизнес в Китай. Там он более честный, открытый и безопасный, чем в Приморье».
Владивосток