В последний раз патриарх Кирилл посещал Алма-Ату в 2012 году. Фото с сайта www.patriarchia.ru
В «НГ-Религиях» от 20.08.25 года была опубликована статья «Казахстан напрягся в ожидании патриарха Кирилла». Автор статьи Анастасия Коскелло дала слово представителям митрополичьего округа Русской православной церкви в Казахстане, которыми были высказаны не соответствующие действительности сведения, в том числе анонимно. Поскольку в статье содержится информация, затрагивающая меня лично, а также искажающая смысл гражданской инициативы, публичным лицом которой по воле Божьей мне пришлось стать, считаю необходимым дать разъяснения.
От своего лица и от лица единомышленных со мной единоверцев заявляю: мы не хотим быть втянутыми в чужие политические игры. Наше стремление исключительно духовное – иметь возможность пастырского окормления в согласии с традициями Вселенской Церкви.
Мы отвергаем попытки приписывать нашей деятельности политический подтекст или представлять ее как вызов кому-либо. Она не направлена против Московского патриархата, не связана с государственными структурами и тем более не может ставить под сомнение визит патриарха Кирилла. Мы признаем и уважаем права и интересы наших соотечественников, являющихся чадами РПЦ. Для них патриарх Кирилл является духовным лидером и желанным гостем. Хотя у нас и есть некоторые разногласия с патриархом по ряду вопросов, вместе с нашими православными соотечественниками мы с радостью ждем его в гости.
Мы убеждены, что создание независимого религиозного объединения будет способствовать укреплению гражданского согласия и межконфессионального мира в Казахстане. Для нас важно не противопоставление, а возможность служить Богу и обществу, проповедуя Евангелие всем, кто готов открыть сердце Христу.
Прежде всего подчеркну: инициатива, направленная на создание в Казахстане православной церкви, свободной от влияния Московского патриархата, не может и не должна восприниматься в качестве политической акции или кампании давления на религиозные или государственные структуры. Речь идет о праве на свободу совести и вероисповедания конкретных православных христиан, граждан Казахстана и проживающих в Казахстане иностранцев, которые хотели бы иметь возможность жить духовной жизнью в согласии с Евангелием и канонами Церкви и которые по соображениям совести не могут в полной мере удовлетворять свои религиозные потребности в действующих религиозных объединениях.
Сторонниками данной инициативы являются несколько сотен православных христиан. Этого достаточно, чтобы на основании действующего закона зарегистрировать религиозное объединение. Чтобы юридическая процедура регистрации не нарушала канонов Церкви, мы обратились за советом к Вселенскому патриарху Варфоломею, собрав подписи единоверцев и единомышленников. Данное действие никак не затрагивает интересов Русской церкви и не ограничивает ее прав. Тем не менее это стало поводом для публичных нападок и необоснованной критики.
Какие бы ярлыки не навешивали на меня и моих единоверцев представители митрополичьего округа РПЦ в Казахстане: «раскольники», «сектанты» и так далее – это не дает никому права превращать публичную дискуссию в травлю, озвучивать недостоверные сведения и использовать ситуацию для создания политической напряженности. Мы такие же граждане, как и все остальные, имеем такие же права, гарантированные нам Конституцией, и намерены их защищать и реализовывать.
Не буду отвлекаться на измышления, относящиеся к моей личности и моей биографии как священнослужителя, высказанные людьми, чьи мнения приводятся в публикации. Являясь бывшим иеромонахом, который решением епархиального суда извержен из сана, я выступаю не как священнослужитель, но как гражданин, отстаивающий права своих единоверцев. В этой связи моя биография не представляет никакого интереса. Но опровергнуть недостоверную информацию о тех событиях и той инициативе, участником которых являюсь, я обязан, так как неверное понимание моих намерений и действий может повлечь далеко идущие нежелательные последствия для большого числа людей.
Начну с того, что некоторые собеседники автора статьи утверждают, будто уголовное дело по подозрению в отношении меня в экстремизме было прекращено «с процессуальными нарушениями», что якобы свидетельствует о «покровительстве со стороны власти». Это не соответствует действительности: уголовное дело прекращено по реабилитирующему фактору, на основании доказанного отсутствия вины, согласно ч. 1 п. 2 ст. 35 УПК Республики Казахстан (отсутствие состава преступления). Если бы у меня были влиятельные покровители, разве они позволили бы следствию длиться так долго – 16 месяцев?
В статье некоторые комментаторы предполагают, что озвучиваемую мной религиозную инициативу якобы поддерживают «чиновники» и представители государственных органов Республики Казахстан. Это не соответствует действительности. Инициатива носит исключительно гражданский характер и выражает позицию группы православных христиан. Государственные органы участия в ней не принимали и не высказывали официальной поддержки. Такая поддержка невозможна, так как все религиозные организации в Казахстане равны перед законом и в равной степени отделены от государства.
Кроме этого, в статье заявлено о мнимой поддержке инициативы создания в Казахстане представительства Вселенского патриархата со стороны якобы националистов. Поясняю, что в Казахстане отсутствует национализм в негативном понимании этого явления. Не будем придавать значения отдельным немногочисленным хамским выпадам маргиналов. Та поддержка, которую я и мои единоверцы имеем в публичном пространстве, исходит от национально-патриотических движений, в деятельности которых на равных правах участвуют граждане разного этнического происхождения. В целом казахский народ очень дружелюбен и гостеприимен. На почве казахской культуры сформировалась уникальная межконфессиональная и межэтническая дружба.
Важно отметить: идея о возможности открытия представительства Вселенского патриархата в Казахстане находится пока только на стадии намерений инициативной группы граждан. Осуществление данного намерения возможно лишь в будущем, зависит от многих обстоятельств, и перспектива его реализации требует серьезного обсуждения.
Наибольшее недоумение вызывает тезис о том, что из-за моей деятельности, направленной на реализацию права граждан на свободу совести и веры, визит патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Казахстан может оказаться под угрозой срыва. Это утверждение не имеет под собой никаких оснований и может ввести общественность в заблуждение. Визит патриарха – событие высокого церковного и дипломатического уровня, запланированное по приглашению президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева. Мирная гражданская инициатива, исходящая от немногочисленной группы православных верующих, не может и не должна восприниматься как препятствие.
Единственный мотив, которым мы руководствуемся, – верность Евангелию и желание жить полноценной церковной жизнью.
Мы уверены: гражданская инициатива православных верующих Казахстана, как бы она ни была воспринята за пределами страны, не является угрозой межгосударственным отношениям и не должна рассматриваться сквозь призму внешнеполитических конфликтов.