0
1613
Газета Non-fiction Интернет-версия

05.06.2008 00:00:00

Петит

Тэги: сборник, автор, музыка, щербаков


МКЩ: Сборник статей о творчестве Михаила Щербакова/ Сост. О.С.Савоскул. – М.: ОГИ, 2008. – 312 с.

С одной стороны, числить Михаила Щербакова (род. 1963) по ведомству авторской песни вполне логично: он - автор текстов, музыки и исполнитель своих песен. С другой стороны, непохожесть творчества «тихого гения» (как величают его многолетние и многочисленные почитатели) на простенькие бардовские поделки настолько очевидна, что вписать его в общий ряд не получается. Мудрые «щербаковеды» нашли свое определение – «Михаил Щербаков: постмодернистское лицо авторской песни».

Так называется обстоятельное предисловие Оксаны Савоскул к составленному ею же сборнику «МКЩ» (то есть Михаил Константинович Щербаков). Щербаковские тексты в силу их семантической насыщенности и интертекстуальности помещаются в один ряд с книгами Умберто Эко, Патрика Зюскинда или Виктора Пелевина: «Прочтений и интерпретаций песен Михаила Щербакова может быть гораздо больше, чем слушателей, поскольку даже у одного-единственного слушателя возникает неоднозначная реакция практически на каждое произведение, неоднозначное восприятие и всего творчества поэта в целом. Эта особенность песенных текстов также определяет его как представителя постмодернизма: мерцательность, множественность значений, возможность самых разнообразных прочтений на разных уровнях восприятия как следствие недоговоренностей, амбивалентности, неявности авторской позиции являются отличительной чертой этого способа художественного самовыражения».

Хотя книга отнюдь не является собранием наукообразных дифирамбов в адрес исследуемого «объекта». Скажем, вездесущий Дмитрий Быков в статье «Пейзаж с Щербаковым», отмечая его «огромное влияние на современную поэзию», величает своего героя забалтывателем бездны, то бишь пустоты, и даже упрекает в банальности: «Щербаков – один из немногих, кто умудрился сказать так много (прежде всего количественно), не сказав при этом почти ничего нового. Мировоззрение его более чем обыкновенно для романтического поэта, основной конфликт – «виденье гробовое, внезапный мрак иль что-нибудь такое» – фигурировал в тысячах чужих текстов и разрабатывался там подчас гораздо убедительнее┘»

Впрочем, без таких провокационных сентенций сборник стал бы благостнее, но скучнее. Остальные авторы – Лев Аннинский, Георгий Хазагеров, Алексей Карташов, Анна Копылова и другие – в оценке творчества МКЩ более взвешенны и подробны: их статьи и эссе посвящены как отдельным песням, так и щербаковской поэтике и музыке в целом. А Леонид Блехер в исследовании «Некоторые результаты лексического анализа песенной лирики Михаила Щербакова» скрупулезно поверил алгеброй гармонию, представив в виде таблиц результаты статанализа 280 песен. И теперь желающие могут узнать удивительные факты: оказывается, имена существительные составляют в щербаковских текстах 25,2% от общего количества слов, а глаголы вкупе с причастиями-деепричастиями – лишь 16,7%! И даже сделать далеко идущие выводы. Или не сделать, вслед за своим кумиром перепев крылатые слова Зинаиды Гиппиус:

И если что-то надо объяснять,

то ничего не надо объяснять.

Но если все же стоит объяснить,

то ничего не стоит объяснить┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Михаил Сергеев

Правительство отобрало 6 тысяч объектов благоустройства по результатам голосования граждан

0
698
Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

0
414
Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

0
389
На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

Дарья Гармоненко

Первый зампред ЦК Афонин утверждает, что чисток не предвидится

0
573

Другие новости