0
4781
Газета Non-fiction Интернет-версия

07.03.2013 00:00:00

Картина за картиной


Александра Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. 
– М.: Государственная Третьяковская галерея, Благотворительный фонд имени П.М.Третьякова, 2012. – 632 с.

«Многие положительно хотят верить в хорошую будущность русского искусства и уверяют, что если иногда какой художник наш напишет недурную вещь, то так как-то случайно, а что он же потом увеличит собой ряд бездарностей! Вы знаете, я иного мнения, иначе я не собирал бы коллекцию русских картин, но иногда не мог, не мог не согласиться с приводимыми фактами: и вот, всякий успех, каждый шаг вперед мне очень дороги и очень был бы я счастлив, если бы дождался на нашей улице праздника».
Так писал одному из не верящих в значение и величие русского искусства Павел Михайлович Третьяков. Казалось бы, эта фигура являлась символом России при всех режимах. Монументальный, прославленный, он всегда был примером подлинного служения отечеству и национальной культуре. Его прах перенесли с родового староверческого Даниловского кладбища на «правительственное» Новодевичье, юбилеи его торжественно отмечались, а Третьяковская галерея, соревнуясь с Русским музеем, всегда считалась главным собранием изобразительного искусства в России.
В предисловии к книге Елена Теркель, ныне возглавляющая отдел рукописей Третьяковской галереи, рассказывает о непростом пути воспоминаний Александры Боткиной к читателям. Дочь мецената Третьякова Александра Павловна Боткина приступила к работе над воспоминаниями в 1937 году.  Она с головой погрузилась в работу, кто знает, может, ее подгонял и страх, что она ничего не успеет по причинам, от нее совсем не зависящим в то время. Издание несколько раз срывалось, вот-вот готовая к тиражу книга откладывалась. 
Издание воспоминаний дочери Третьякова стало событием в духовной жизни СССР. «Я дважды подряд с наслаждением прочел эту чудесную книгу от доски до доски и сейчас, читая ее в третий раз, нахожу в ней все новые и новые красоты и постоянный повод для размышлений. Для всех, кто любит и ценит русскую культуру, данная книга – подлинный драгоценный дар», – писал Александре Павловне Игорь Грабарь. Думается, к этим словам присоединится любой, кто возьмет новое, уже шестое издание воспоминаний Боткиной.
От предыдущих его отличает подготовка. Все было вычитано по рукописи Боткиной. Некоторые из приведенных в книге писем не сохранились, и их удалось восстановить по копировальной книге Павла Михайловича. Целый коллектив сотрудников Третьяковской галереи и редакции журнала «Русское искусство» работал над восстановлением текста по рукописи и комментариям. 
Все дело в том, что Александра Павловна принесла в работу отцовскую основательность, столь свойственную семейству Третьяковых. Перед нами не просто воспоминания, а огромный исторический труд, почти на каждой странице которого приводятся письма самого Павла Михайловича, его корреспондентов и близких.
Монументальный, прославленный. Илья Репин. Портрет П.М.Третьякова. М., ГТГ
Здесь и послания любезной «маменьке» Александре Даниловне, и настойчивые обращения к художникам: Перову, Верещагину, Васильеву, Крамскому и многим другим – с настойчивыми напоминаниями о необходимости продажи Третьякову той или иной работы. Боткина цитирует семейную переписку, письма жены Третьякова Веры Николаевны Мамонтовой, двоюродной сестры другого великого мецената – Саввы Мамонтова. 
Целый раздел Александра Павловна отвела истории строительства галереи, распоряжениям Павла Михайловича, по которым все его собрание вместе со зданием переходило в распоряжение Московской городской Думы. Наверное, немногие знают, что другим условием Третьякова было строительство приюта для вдов и детей умерших русских художников.
Словом, это не только история жизни Третьякова и складывания, картины за картиной, Третьяковской галереи, причем почти каждая работа, о которой идет речь в воспоминаниях, воспроизведена на страницах книги. Это огромный источник по истории России ХIХ века, а если брать еще шире – свод мыслей удивительно благородных людей, именно служивших, в самом лучшем значении этого слова, своей стране.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На смену деловой активности приходит деловой застой

На смену деловой активности приходит деловой застой

Анастасия Башкатова

Малый и средний бизнес топчется в "зоне стагнации", даже не рассчитывая на кредитные ресурсы

0
1153
Россиянам гарантируют больше места в СИЗО

Россиянам гарантируют больше места в СИЗО

Екатерина Трифонова

Если за 10 лет действительно появится много новых камер, пустовать они не будут

0
814
Госдума определяется с антимигрантскими мерами

Госдума определяется с антимигрантскими мерами

Иван Родин

Левые партии решили слегка надавить на спикера парламента перед началом сессии

0
820
Зима на потребительском рынке наступила в августе

Зима на потребительском рынке наступила в августе

Михаил Сергеев

Реальные расходы граждан уже ниже, чем в прошлом году

0
1018

Другие новости