1
3050
Газета Non-fiction Печатная версия

12.05.2016 00:01:00

Дневник минометчика

О том, как артиллеристы жили на передовой

Тэги: великая отечественная война, вторая мировая война, дневники, стихи, артиллерия


великая отечественная война, вторая мировая война, дневники, стихи, артиллерия Берлин. Александер-платц. 1945-й. Фото из книги

Автор предисловия Олег Будницкий называет дневник Гельфанда уникальным по нескольким причинам. Первая – обширная хронология: с предвоенных месяцев 1941 года до 1946-го, времени службы в советских войсках в Германии. Однако сам и оговаривается: артиллерист Николай Иноземцев и переводчик Борис Сурис вели записи не менее продолжительное время. Однако они, говорит Будницкий, были вдали от передовой. Так, Иноземцев служил в артиллерии больших калибров и в непосредственном соприкосновении с противником задействован не был. Гельфанд же, командир минометной роты, воевал на передовой. Уникальность этих дневников скорее в тональности, в оптике.

«Автор дневника, несомненно, относится к категории графоманов. Не писать не может…» – сообщает Будницкий. Он акцентирует внимание на том, что Владимир Гельфанд обращается к дневнику как к другу и приятелю, а это признак некоторого инфантилизма или, возможно, ярко выраженной интровертности.

Будницкий порой демонстрирует полное незнание реалий Великой Отечественной или же сознательно транслирует мифы. К примеру, сержант-связист выгнал лейтенанта Гельфанда из командирского окопа. Тот утверждает: «Нашлось бы немало офицеров, которые просто пристрелили бы сержанта на месте (и вряд ли бы понесли за это какое-либо наказание)». Вопрос о наказании решал бы командир части или трибунал – в зависимости от боевой обстановки, и штрафной батальон был бы самой мягкой его формой.

Дневник состоит в основном из бытовых подробностей. А они подсознательно провоцируют сравнения с текущим временем – экономисты скажут, что сравнения некорректные, но мы-то имеем дело с литературой. В марте 1943 года, возвратившись с базара в Сальске, автор педантично записывает: «Купил шесть яиц за 30 рублей, пол-литра молока за 25 рублей, три стакана семечек за пять рублей, кусок хлеба грамм на 800 за 35 рублей». В редакцию местной газеты Гельфанд предложил часть поэмы. «Там новый редактор, литератор по призванию. Он обещал посмотреть поэму и результаты сообщить послезавтра. Спросил его относительно гонорара, как выплачивают его. Но он меня не так понял и сообщил, что после опубликования. Случайно в разговоре я упомянул, что мне необходим один экземпляр (я два экземпляра отдал в редакцию) стихов, отпечатанный на машинке, быть может, я его опубликую в другой газете. «Во всех случаях мы стремимся удовлетворить интересы автора, даже если произведение неполноценно – мы даем консультацию и проч. Вы можете быть довольны, что я сам литератор и смогу разобраться в ваших вещах…»

Дневники скорее всего действительно не предназначались для печати. В 1945 году их автор совершенно всерьез пишет: «Так жить нельзя. Надо кончать всю эту музыку и притом решительно и побыстрей. Все офицеры награждены, все пользуются почетом и уважением, а я так неблагодарно отмечен всюду злобой и насмешками пустых людишек».

книга
Владимир Гельфанд.
Дневник 1941–46 гг.
Составитель,
ответственный редактор и
автор вступительной статьи
О. Будницкий.
– М.: Политическая
энциклопедия; Книжники,
2015. – 751 с.

В этих дневниках отражена проблема, которая в последние годы вдруг пробудилась в воспоминаниях европейцев – миф о красноармейцах-насильниках. В марте 1945 года в атаку на позиции советских войск под городком Бернлихетом пошла женская часть. Встретив сопротивление, женщины побежали, большинство из них было пленено. Гельфанд записывал: «Десантники распорядились живо. Пленных разбили на три кучи.1. Русские. Их оказалось две. 2. Замужние и те, у которых мужья и родственники в этой же части, где и они служат… Девушки. Составили только третью группу пленных. Русских… после опроса расстреляли… Из третьей группы начали растаскивать «трофеи» по домам и по койкам… Немки боялись, не сопротивлялись… сами упрашивали с собой спать тех, кто помоложе. К счастливому возрасту принадлежал и сержант Андреев». Далее следует почти прямое описание событий, заканчивающееся фразой-эвфемизмом: «Так, дружно работая, они пришли к цели». Сержант Андреев «приодел ее в гражданское платье, и она вышла к своим сомученицам довольная и невинная». Последнее определение не совсем ясно, по-видимому, автор хотел сказать «имея невинный вид».

Запись от 26 февраля 1946 года повествует: «Картежная игра приобретает широкий характер. Сотни и тысячи марок режут воздух, ударяют о стол и, скрываясь в кармане одаренного счастливца, обращаются в водку, одеколон, спирт…» А в сентябре Гельфанд записывает: «Продал отрез (ткани) защитного цвета за 2000 марок». Гарнизонная жизнь, обычная для военных всех стран и времен. Нового здесь лишь то, что печатать такое ранее не видели смысла.

В 2005 году дневник Гельфанда был издан в Германии и пользовался, как уверяет Олег Будницкий, некоторой популярностью. Научный подход к изданию этих дневников оправдан лишь наполовину: его можно применять к любому тексту, было бы желание. Однако маловероятно, что записи вроде: «Солуянов – премерзкий тип. Такие могут хорошо устраиваться; их, наперекор справедливости, уважают и хвалят…» – придадут импульс сенсационным исследованиям в исторической науке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


20 проверенных идей Дмитрия Давыдова для роста экономики России

20 проверенных идей Дмитрия Давыдова для роста экономики России

Татьяна Попова

Бизнесмен предлагает использовать в РФ только лучшие мировые практики

0
432
Алюминий как произведение искусства

Алюминий как произведение искусства

Василий Матвеев

Открытая в Лондоне инсталляция En+ Group «Между небом и лесом» призвана напомнить о роли крылатого металла для экологичного будущего

0
483
Иголка в стоге, фантомный «Лидер», герои «перфоманса»

Иголка в стоге, фантомный «Лидер», герои «перфоманса»

Флот вооружается «пластмассовыми» кораблями

0
1974
Оборонпром Турции задает вектор в создании оружия XXI века

Оборонпром Турции задает вектор в создании оружия XXI века

Сергей Козлов

Итоги международной выставки IDEF 2021 в Стамбуле

0
1124

Другие новости

Загрузка...