0
2065
Газета Non-fiction Печатная версия

27.10.2016 00:01:00

И кудри черные закручены

О Пушкине, Гумилеве, Цветаевой и стихах художницы

Тэги: искусство, художники, литература, поэзия, наталия гончарова, пушкин, николай гумилев, маяковский, цветаева


41-7-1_t.jpg
Самая дорогая русская художница,
двоюродная правнучка супруги Пушкина
Наталия Гончарова Наталия Гончарова.
Автопортрет с желтыми лилиями. 1907. ГТГ.
Изображение с сайта www.mkrf.ru

Быть потомком известной личности всегда тяжело. Ведь сравнения, за редким исключением, оказываются не в пользу родственника великого человека. Еще хуже, если такой потомок сам стремится к славе. Сколько раз в таком случае он слышал в свой адрес о беспробудно спящем летаргическим сном гении – лучше не считать. Легко можно сбиться.

Поэтому начало карьеры художницы Наталии Сергеевны Гончаровой (1881–1962) нельзя было назвать простым. Фамилия обязывала, и родство – супруга Пушкина Наталья Николаевна Гончарова приходилась ей двоюродной прабабушкой. Тем не менее одна из первых студенческих работ удостаивается награды (малая серебряная медаль), а вскоре ее картины экспонируются на выставках дягилевского «Мира искусства» и «Осеннего салона» в Париже. В последующем, после создания совместно с супругом Михаилом Ларионовым концепции «лучизма», согласно которому живопись передает не реальность, а «пересечение отраженных лучей различных предметов», гончаровские полотна приобретали Фонд Соломона Гуггенхайма и правительство Франции, а их автор не без основания считается «самой дорогой русской художницей».

Впрочем, родство с Пушкиным на жизнь Наталии Сергеевны тоже повлияло. Биограф художницы Владимир Полушин подробно описывает ее литературные связи. Да, в значительной степени они были обусловлены профессиональной деятельностью. Автор знаменитого «Павлина» оформляла или иллюстрировала книги Велимира Хлебникова, Алексея Крученых, Валентина Парнаха. Французский перевод «Словодвига» последнего вышел тиражом в 150 экземпляров. Нарисовала она картины и к «Сказкам» своей тезки, ученицы Алексея Ремизова Кодрянской. А вот сотрудничество с самим Алексеем Михайловичем, несмотря на инициативу писателя, увы, не сложилось…

Дружила с Николаем Гумилевым и даже стала персонажем его новеллы («сказки») «Черный генерал», а также была знакома с Мариной Цветаевой, написавшей о ней эссе. В свою очередь, она также иллюстрировала Гумилева и Цветаеву.

41-7-13_t.jpg
Владимир Полушин. Наталия Гончарова.
– М.: Молодая гвардия, 2016. – 528 с.

Из неосуществленных «литературных» замыслов Гончаровой следует отметить работу над «Фейными сказками» Константина Бальмонта и «Калевалой», к которым она подготовила эскизы. Впрочем, и автор «Горящих зданий» в долгу не остался, написав стихотворение «Испанка. К картине Н.С. Гончаровой».

Также была знакома художница с Гийомом Аполлинером, Ильей Зданевичем, Владимиром Маяковским. Последнего считала гением – именно этим художница объясняла эпатаж поэта и связанные с ним многочисленные скандалы. В одном из выступлений она так описала автора поэмы «Во весь голос», кстати, вполне в духе столь любимого им футуризма: «Рост у Маяковского огромный, рот – огромный, особенно во время произнесения речи или стихов. Огромный голос, созданный для произнесения речей перед многотысячной толпой, созданный для чтения стихов перед такой же аудиторией, и особенно его стихов. Голос многогласных труб, как и его поэзия, говорящая о многогласности жизни: солнце вваливается сквозь щели деревянного забора и говорит с человеком на человеческом языке».

Также имела место и опосредованная связь с литературой – оформление различных театральных постановок классики. Художница работала над «Золотым петушком» и «Сорочинской ярмаркой».

Следует отметить, что и сама Наталия Сергеевна не была чужда писательству. Сочиняла стихи, а однажды на спор написала пьесу на французском языке «Три парки», посвященную «проблеме человеческой свободы» (к сожалению, от рукописи сохранились лишь наброски). Естественно, в стихах также не обходилось без Пушкина (ранее она в числе прочего иллюстрировала французское издание «Сказки о царе Салтане»). Вот ее «Портрет поэта»:

Иконный лик

И кудри черные закручены,

Как ветрами степными.

Стан строен – тополь 

молодой:

И на балу, и на параде

Невольно взгляд отыскивал его

И очи дев склонялися пред ним

Скрывая трепетно тревогу

Пред царственным величием 

его.

А как Гончаровой было не писать? Все-таки родство обязывает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На «Кинотавре» победило «Пугало» и региональное кино

На «Кинотавре» победило «Пугало» и региональное кино

Наталия Григорьева

31-й Открытый российский кинофестиваль, проходивший в Сочи с 11 по 18 сентября, раздал призы

0
282
Дым сигарет с акцизом: что значит резкий рост налогов на сигареты для потребителей

Дым сигарет с акцизом: что значит резкий рост налогов на сигареты для потребителей

Виталий Барсуков

0
496
Не пытайтесь покинуть Россию

Не пытайтесь покинуть Россию

Наталия Григорьева

«Кинотавр» завершился показами картин «Kitoboy» и «Глубже!»

0
709
Завершение  Российско-Германского Года научно-образовательных партнерств

Завершение Российско-Германского Года научно-образовательных партнерств

Олег Никифоров

В Берлине и в Москве прошла торжественная церемония завершения очередного этапа развития связей между Россией и Германией в сфере гражданского общества

0
600

Другие новости

Загрузка...