 Александр Васильев, Майя Плисецкая, писатель Кристиан Львовский. Париж, 1989. Иллюстрация из книги
				
									
						 
						Александр Васильев, Майя Плисецкая, писатель Кристиан Львовский. Париж, 1989. Иллюстрация из книги					
									
	 Судьба Александра Васильева не дает покоя очень многим. Молодой русский художник, приехавший в Париж в 1982 году, стал знаменитым на весь мир историком моды, оформил более 150 спектаклей чуть ли не на всех континентах. Его книга «Красота в изгнании», как какой-то град Китеж, вернула целый пласт мира русского зарубежья, который до недавнего времени казался поглощенным навек в тине времени.
Его семье, родителям, людям высочайшей культуры – художнику театра Александру Васильеву и матери, актрисе и педагогу сценической речи Татьяне Гулевич, – Васильев уже посвятил книгу воспоминаний «Фамильные ценности». Там, кроме его собственных записок, представлены также мемуары отца и дяди. И вот теперь вышла вторая часть мемуаров Васильева.
|   | 
| Александр Васильев. Сокровища кочевника. Париж и далее везде.– М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2023. – 450 с. | 
Здесь и великая Майя Плисецкая, завещавшая Васильеву все свои платья для его удивительной коллекции, и последний из «Мира искусства» художник Дмитрий Бушен, доживавший свой век в Париже. Создатель стиля ар-деко Роман Эрте, в 90 лет устраивавший заплывы в Карибском море, и дети Зинаиды Серебряковой – Екатерина и Андрей Серебряковы. Юрий Любимов, жестко, властно ставящий в Бонне «Евгения Онегина», и Ирина Одоевцева, вспоминающая свои встречи с Гумилевым и готовящаяся к отъезду в СССР.
Мы узнаем, как Александр Васильев собирал устные воспоминания целого поколения манекенщиц, портних, шляпниц и балерин. «Участниц, – как пишет автор, – торжества русского вкуса в Париже довоенного времени».
Мы знакомимся с баронессой Галиной Дельвиг, ставшей манекенщицей, и узнаем о судьбе Галины Янушевской, правнучки Василия Жуковского. Присутствуем в доме Теи Бобриковой, крестницы Николая II. Знакомимся с Диной Вареновой, работавшей вместе с Коко Шанель и Кристианом Диором.
Интересны свидетельства Васильева о графине Алифельдт-Лаудвиг, последней спутнице жизни танцора, художественного руководителя «Гранд Опера» Сергея Лифаря. Ну и, конечно, воспоминания о Галине Вишневской.
Васильев описывает и дома своих героев, часто обставленные необыкновенно изысканно, и восхищается странами, где ему удалось побывать и поработать.


 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
		 Виктор Леонидов
						 Виктор Леонидов						 					 
						 
						 
						 
						
комментарии(0)