На фото иеродиакон Давид (Сарсания). Фото сайта abkhazia.church
Иеродиакон Давид (САРСАНИЯ) стоял у истоков самопровозглашенной Священной митрополии Абхазии (СМА), созданной в 2011 году. Тогда группа священнослужителей Грузинской и Русской церквей бросила вызов Абхазской православной церкви (АПЦ), которая ранее также провозгласила свою независимость, но так и не дождалась признания от православной ойкумены. Несколько лет Давид (Сарсания) служил наместником главной христианской святыни Абхазии – Ново-Афонского монастыря, бывшего под контролем СМА, но затем разошелся во взглядах с главой самопровозглашенной организации архимандритом Дорофеем (Дбаром). В марте с.г. Сарсания вернулся под начало главы АПЦ священника Виссариона Аплиа. Иеродиакон Давид рассказал ответственному редактору «НГР» Андрею МЕЛЬНИКОВУ, почему он отказался от замыслов 2011 года.
– Отец Давид, каким вам видится решение абхазской церковной проблемы, к чему вы пришли в последнее время?
– Решение церковной проблемы Абхазии может быть только каноническим путем. Однако что означает канонический путь, понимается по-разному в абхазском духовенстве. Не могу отрицать того, что с 2011 года я выступал за создание межправославной комиссии под председательством Константинопольского патриархата для решения абхазской церковной проблемы. И этот 14-летний путь я прошел вместе с отцом Дорофеем (Дбаром) в рамках СМА. Но я также не могу не сказать о том, что создание СМА в большей степени было политическим действием, нежели каноническим и полезным для православной паствы Абхазии. В 2012 году на встрече в Стамбуле нам с отцом Дорофеем недвусмысленно было сказано о том, что мы не представляем большинства духовенства и верующих Абхазии. И, что самое главное, это было мнение грузинских иерархов, пересказанное нам константинопольскими иерархами. Можно сказать о том, что с этого момента «папка» с абхазским церковным вопросом была отложена в сторону, как не подлежащая разрешению, а отделение Ново-Афонского монастыря от большинства верующих усилило внутренний раскол в абхазском обществе. Ровно через год, в сентябре 2013 года, патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял в Москве абхазское духовенство, заверив, что РПЦ будет и дальше продолжать духовную поддержку Абхазии в условиях отсутствия архиерея. В сложившихся отношениях между поместными православными церквами единственным путем поддержки канонического порядка в Абхазии была и остается РПЦ.
– Так что же оказалось решающим – то, что в Константинополе прислушались к Грузинской православной церкви (ГПЦ), или позиция РПЦ, готовой опекать Абхазию?
– Константинопольская церковь изначально предупредила нас – это было на встрече с патриархом Варфоломеем 9 января 2012 года, – что будет проводить переговоры с Грузинским патриархатом, и они прошли в феврале того же года. В начале марта 2012 года митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас) на встрече в Афинах спросил у нас двоих, у отца Дорофея и у меня, чего мы хотим. По словам митрополита, возможность предоставления Абхазской церкви автономного статуса в лоне Константинополя грозила им «войной» с РПЦ и ГПЦ. Для Константинополя была важна поддержка властей Абхазии, чтобы впоследствии не иметь проблем с государством. Очевидно, что во Вселенском патриархате взвесили все позиции и решили не разрывать отношений с ГПЦ из-за абхазского церковного вопроса, это и повлияло на заморозку проблемы.
– Что вы предпринимаете для разморозки проблемы? Или ситуацию лучше держать до лучших времен замороженной?
– Для меня за эти годы стало очевидным, что восстановление Абхазской церкви невозможно без участия РПЦ. И позиция отца Виссариона Аплиа в этом отношении была неизменной на протяжении 30 с лишним лет. Именно благодаря его отношениям с РПЦ в Абхазии есть священнослужители, которые совершают в рамках АПЦ свое служение на приходах республики. Студенты из Абхазии проходят обучение в учебных заведениях РПЦ. В этом смысле никакой заморозки не было, но есть ожидание разрешения ситуации с участием РПЦ.
– Но это же не разрешает канонические проблемы с Грузинской церковью?
– Благодаря тому, что Виссарион Аплиа апеллировал все эти годы к Московскому патриархату, можно говорить об ответственности РПЦ в разрешении канонических проблем с ГПЦ.
– Не очень понял: вы считаете, что РПЦ сумеет договориться об этом с Грузинским патриархатом?
– Я говорю о факте – ответственности РПЦ за поддержание канонической церковной жизни в Абхазии.
– А с ГПЦ как договориться?
– Этот вопрос я тоже могу переадресовать к канонической ответственности РПЦ. В Абхазии ожидают признания Абхазской церкви.
– Признания со стороны РПЦ?
– Признания АПЦ в каноническом формате.
– Что это означает?
– Восстановление канонической Абхазской церкви.
– Без согласия Грузинской церкви?
– Это вопрос к РПЦ.
– Кто от ААЦ ведет переговоры с РПЦ?
– Единственным лицом, контактирующим со святейшим патриархом Кириллом, является отец Виссарион Аплиа.


Комментировать
комментарии(0)
Комментировать