0
874
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

21.11.2008 00:00:00

Заразительное колористическое вольнодумство


К рассмотрению предлагается. Чуткий к современности и одновременно чувствительный Тернер пригодился импрессионистам.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Говорят, что «Тернер. 1775–1851», состоящий целиком из собрания Tate Britain, – один из самых дорогих выставочных проектов ГМИИ. В наших музейных собраниях нет ни одной единицы хранения «Уильям Тернер». Художник завещал свои произведения Англии при условии сохранения целостности коллекции. В отстроенной в Tate специально для тернеровского наследия галерее Клор хранится больше 100 картин художника (плюс графика). Из них 40 – а также около 70 акварелей – теперь в Москве. Впечатляющее получилось зрелище.

Чего только не говорили о его работах! И про «подкрашенный пар», и что «этот господин писал сливками, шоколадом, желтком, а то и смородиновым желе┘», и про «портреты ничего отличного сходства»┘ С автопортрета (кстати, очень редко вывозимого из Галереи Тейт) в упор глядит денди и, кажется, немножко сноб. Угрюмый и честолюбивый, самый молодой – 27 лет – член Королевской академии художеств. Джозеф Мэллорд Уильям Тернер занял в истории собственную – подчеркнуто тернеровскую – нишу в разделе одного из основателей английского пейзажа и одного из самых известных английских художников.

После ратовавших за идеальный пейзаж Пуссена и Лоррена (которого, кстати сказать, Тернер невероятно почитал) за развитие жанра взялись Джон Констебл и Уильям Тернер. Но если первому милее был родной околоток с возом сена, то Тернер прославился эксцентричными красочными буйствами и «простудившими» его картины романтическими цветными сквозняками. Современники понимали его не всегда, зато уже почти четверть века существует премия имени Тернера в области современного искусства – высшая похвала потомков.

В произведениях Тернера ужились совсем разные, казалось бы, грани. Столь непохожие друг на друга этапы его творчества выставка замечательно раскрывает. С одной стороны, важнейший академический жанр – монументальная историческая картина. Тут вам и «дела давно минувших дней┘» – «Упадок Карфагена» с полным длинным эпическим названием в лучших традициях исторического жанра: «Упадок Карфагена: Рим твердо вознамерился уничтожить ненавистного соперника, выставляя ему такие условия, чтобы либо вовлечь в войну, либо погубить согласием: взволнованные карфагеняне, стремясь к миру, согласны уступить противникам свое оружие и своих детей». Не «Илиада», конечно, но что-то есть┘ Работа сделана абсолютно в духе Клода Лоррена – с античными архитектурными кулисами, с золотящим воду солнцем и с полной гармонией, несмотря на трагизм момента. Тут же – «Переход Ганнибала через Альпы». Или – реалии наполеоновских войн – «Поле Ватерлоо». По антуражу события последних двух картин вполне можно приписать к одной эпохе.

Акварели – «конек» Тернера. В 1807–1819 годах он делал пейзажные рисунки, чтобы затем издавать их гравированными в «Книге штудий» – «Liber Studiorum». От традиционных и вполне конкретных этюдов-«открыток» (которые путешествовавший Тернер создавал во множестве) художник придет к изображениям, в которых главное – впечатление от атмосферных эффектов, от преломления света и цвета и т.д. Вид Венеции у Каналетто очень обстоятельно показывал все памятники, потому что в значительной мере был создан ради них. У романтика Тернера же, например, Санта Мария делла Салюте на Большом Канале превратилась в фиолетовый силуэт-тень. При этом и в одном, и в другом случае образ Венеции остался абсолютно цельным. Дальше – больше. Оранжево-бордовое акварельное буйство под названием «Закат над швейцарским городком, предположительно Базелем». Ключевое слово – «предположительно» – при полном отсутствии хоть каких-то опознавательных признаков.

Тернер в своих поздних работах, во многом не оцененных современниками, оставляет минимальные сюжетные зацепки. Обычно на уровне названия. То же, что показывают – иногда колористически взволнованное и яркое, иногда ограниченное двумя тонами – действо. Оно рождается из акварели на мокрой бумаге и завершается несколькими ударами высохшей уже кисти. Оно создается на белых грунтах (которые придают законченным картинам особую светоносность) разнонаправленными, пастозными, нервными мазками – и увлекает в знаменитую «тернеровскую воронку».

Чуткость художника к современности предопределила, например, изображение Трафальгарской битвы и убийства адмирала Нельсона. Откликом на «Естественную историю кашалотов» Томаса Била стали «Китобойные суда... затертые дрейфующими льдами» – впрочем, без какой бы то ни было конкретики, но зато с целой живописной симфонией на тему белых, сероватых и жемчужных оттенков. Библейским сюжетом он «проверял» «Теорию о цвете» Гете┘

Впечатлительность Тернера, ставшая сюжетом его работ, пригодилась затем импрессионистам. Прославившийся еще при жизни, устраивавший из академических выставок спектакли в духе мастер-классов, на вопрос о рецепте успеха он отвечал: «У меня был один секрет – работать на износ».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
389
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
400
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
343
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
425

Другие новости