В Москве моде следуют. На вернисаже в галерее "Триумф".
Фото Елены Рыковой (НГ-фото)
В галерее «Триумф» открылась выставка работ Дэмиана Херста под названием «Мертвые». Когда в 2006-м галерея впервые привезла Херста в Москву (как его серию «Новая религия», так и его самого), это казалось чем-то невероятным – Херст выглядел пришельцем с другой планеты, а сама выставка длилась всего один день и проходила в закрытом режиме, только для избранных.
Сейчас трудно представить, что всего несколько лет назад Москва не была включена в контекст мирового современного искусства так, как сегодня. С тех пор многое изменилось как в восприятии Херста московской публикой, так и в деятельности самого enfant terrible современного искусства. Херст в России уже не редкость. Его знают, покупают, следят за его творческими и финансовыми успехами. Даже сегодняшняя выставка не новшество, а вполне коммерческая предновогодняя экспозиция. Недорогие авторские подписные принты Херста (не дороже 10 тыс. долл.) может себе позволить обеспеченный человек в качестве подарка к празднику, а вместе с тем это мировое имя и выгодная инвестиция. Только сюжет не совсем новогодний.
Выставка состоит из 30 работ, на каждой из которых изображен человеческий череп в разных цветовых сочетаниях, выполненных в технике двухцветной фольги и отпечатанных на бумаге. Бойкий колорит Херст якобы подсмотрел у мексиканских туземцев (вилла художника расположена в двух часах езды от Акапулько). А черепа и вообще тему смерти он, как известно, любит давно, провокативно заявляя, что это-то как раз и есть торжество жизни. Сколько в этом правды, а сколько коммерции – сказать трудно. В 2007 году его оклеенный бриллиантами череп был продан за 100 млн. долл., войдя в анналы истории арт-рынка как одно из самых абсурдных и дерзких событий. Если бы не эта дерзость и ощущение вседозволенности, то у Херста, возможно, вообще бы ничего не вышло: если о его художественных талантах еще можно спорить, то его коммерческой гениальности нельзя не отдать должное.
![]() Тему смерти Херст исследует давно. Фото Reuters |
Тиражности искусства Херст давно придает особое значение, сосредоточиваясь не только на кошельках богатейших мира сего, раскупающих маринады, бриллиантовые черепа и многодельные инсталляции из тысяч таблеток, но и на более скромном среднем классе. Многочисленные бабочки и кружочки расходились очень неплохо, правда в преддверии мирового кризиса Херста едва не постиг собственный кризис: цены на тиражные вещи стали падать, и наметилось их явное перепроизводство. Тогда Херст громко объявил, что инсталляциями (которые тоже упали в цене) заниматься больше не будет, тиражность сократит (тираж каждой из работ на выставке в «Триумфе» – 15 экземпляров), а все свое внимание сосредоточит на традиционной живописи холст–масло. Это снова подняло его ставки. Если не как художника, то уж точно как бред класса люкс.
Иметь у себя на стенке Херста – не признак эстетства, а показатель включенности в мировую моду дорогих вещей. В Москве этой моде следуют как нигде. Так что и Херст, и «Триумф» без покупателей не останутся. Остальным предлагается просто посмотреть на очередные творения главного мистификатора современного искусства.