0
1860
Газета Персона Интернет-версия

17.03.2011 00:00:00

Вселенский компьютер любви

Тэги: кедров, поэзия, журнал, семинар


кедров, поэзия, журнал, семинар Компьютер любви, подключенный к ноосфере... Ну или что-то иное...
Фото Михаила Бойко

С нынешнего года журнал «ПОэзия» начал печататься в типографии и продаваться в киосках. Об этом и многом другом с главным редактором журнала Константином КЕДРОВЫМ беседует Татьяна ЗОММЕР.

– Константин Александрович, «Журнал ПОэзия» 15 лет выходил в андеграундном варианте. Номера собирались в домашних условиях вашей женой – поэтом и бессменным ответственным секретарем Еленой Кацюбой, выходили ограниченным тиражом на ксероксе. Теперь «ПОэзия» стала «официальным» изданием. Что это – веление времени, дань моде? И не превратится ли поэтический журнал в очередной глянец?

– Нет, это не мода. Просто действительно существует течение времени. Сначала это была газета «Поэзия». Потом ее – с легкой руки Андрюши Вознесенского – стали сокращенно называть «ПО», она приобрела черты журнала. А теперь то, что существовало де-факто, получило признание и стало де-юре. Ну, невозможно же нас не признавать и дальше: 15 лет виднейшие поэты страны и мира издают свой журнал – при полном, почти гробовом молчании. Андрей Вознесенский, Генрих Сапгир, Игорь Холин – как можно обходить такие имена столько лет? Насчет глянца могу гарантировать только одно: никто писать что-то «глянцевое» специально для «ПО» не будет. А в каком виде журнал будет выходить в дальнейшем – хоть в глянце, хоть в 3D, – мне все равно. Мне важно другое – чтобы достойные поэты наконец получили доступ к современным издательским технологиям, а читатели имели возможность познакомиться с настоящей современной поэзией.

– Вы долгое время преподавали литературу в Литинституте, а потом вы ушли или вас «ушли» оттуда?

– С моим «уходом» из Литинститута надо бы уточнить. Формально я не был уволен или отстранен, а написал заявление с обычной формулировкой «Прошу освободить меня от должности старшего преподавателя русской литературы в связи с уходом на творческую работу». Разумеется, этому заявлению предшествовало оказанное на меня чудовищное давление, в котором присутствовали даже угрозы. В деле под кодовым названием «Лесник» значилось, что я занимался «антисоветской пропагандой и агитацией». Какой-то студент из Липецка ко всему прочему еще и указал в заявлении о выходе из партии, что уверовал в Бога якобы под влиянием моих лекций. А причем тут мои лекции, когда был уже 1988 год – и вся страна выходила из партии. Некоторое время спустя была обнаружена и запись из отчета КГБ о проделанной работе за тот год: «Удалось отдалить вступление Лесника в Союз писателей». Отдалили – на четыре года.

– Любой учитель может создать авторский курс или семинар┘

– Положим, не любой. Случаи авторской педагогики мы знаем. Как личный опыт, конечно, надо развивать и толстовские начинания. Но уж если говорить всерьез об авторской педагогике – она у нас есть, и надо просто остальным взять на вооружение. Это разработанные в Литинституте творческие семинары. Причем семинар может быть интересным даже у не очень интересных поэтов. С моей точки зрения, Лев Ошанин был нулевой поэт, а вот семинар у него был прекрасный. А еще был семинар – я считаю, великого поэта – Сельвинского. Был семинар Паустовского. Сейчас Игорь Волгин – тоже одаренный человек. Фактически, и моя «Метаметафора» тоже была – подпольным – семинаром при Литинституте. Давайте посмотрим на «выпуск» этого семинара. Прекрасный поэт Илья Кутик – сейчас профессор, преподает в Сан-Франциско. Леша Парщиков – тоже не слабо. Саша Еременко, Егор Радов, Валерия Нарбикова, Аня Герасимова-Умка. Иван Жданов тоже посещал семинар – хотя он не учился, но его приводили с собой друзья. Но их ни в коем случае нельзя назвать учениками. Это были уже сложившиеся поэты. В то время они были моими, я бы даже сказал, не единомышленниками, а – единочувственниками.

– Метаметафора как ощущение сквозного космоса присутствует в ваших стихах, написанных еще в 60-х. В «поэтическом космосе» единица измерения – один Кедров?

– Единица измерения космоса – это один Я. Но Хлебников еще открыл, что есть минус Я, есть корень из минус Я. Есть высшая математика, где Я это есть все и т.д. Если пользоваться классическими стандартами, то я самый субъективный идеалист. Все реально, что болит. И не случайно я говорю в «Компьютере любви», что «боль – это прикосновение Бога/ Бог – это прикосновение боли». Все-таки мерой реальности является человек, его человеческие ощущения. Еще Протагор сказал, что «человек – есть мера всех вещей». Я с ним полностью согласен. Но здесь, как я уже говорил, надо внести поправку: человек – это не постоянная величина. Он из себя растет, он и себя отрицает, он извлекает корни из Я, он дифференцируется, интегрируется и т.д.

– Если настоящей поэзией считать то, что продиктовано свыше, то поэт просто «скачивает» из некой ноосферы готовые файлы. За вас пишет тот самый «Компьютер любви», который сами же сочинили?

– Таня, вы сами поэт, все знаете и уже все прекрасно объяснили. Я могу добавить только одно: то, что само собой рождается, – как правило, бывает подлинное, настоящее и очень значительное. Но вот когда мы уже отбираем канально – с помощью разума, то часто бывает ничуть не хуже. Да, я и есть тот самый «Компьютер любви», который подключился к высшим слоям – чаще их называют ноосферой – и пишет. Я почувствовал, как мой «компьютер» подключился и заработал. Но┘ компьютер бы не заработал, если бы я сам к нему не подключился. Программа считывается только вместе со мной. Такая программа существует у каждого, но – потенциально. Это старый спор Аристотеля с Платоном. Платон говорит, что идеи все в чистом виде «там» уже есть. Аристотель же отвечает, что ничего подобного: «там» все существует только потенциально. Так вот, все реализуется, только когда мы сами подключаемся – без конкретного человека это не работает. Поэтому «Компьютер любви» никогда не будет создан для кого-то. Человек сам его создает и сам подключается...

– То есть от вашего «компьютера» отходят схематические лучи, которые тоже должны заканчиваться звездами. Тогда рядом оказываются и Хлебников, и Пифагор – сегодня идея числовой вселенной, как никогда, актуальна.

– Это как раз идея поэтического звездного космоса, которая пронизывает все пространство. Хлебников числа одушевил. А в моем «Компьютере», думаю, произошла встреча поэзии ХХ века, теории относительности и квантовой теории. Всему были найдены свои поэтические аналогии. Разрыв науки и искусства, который произошел лет 300 назад, с моей точки зрения, теперь ликвидирован. Наблюдая за математиками и физиками, я пришел к выводу, что они чувствуют в момент открытия то же самое, что и поэт в момент прозрения. Но теперь происходит обратный процесс. Копернику удалось доказать, что Земля вращается вокруг Солнца, а я доказываю в своем инсайдауте, что в момент выворачивания вселенной Солнце начинает вращаться вокруг вас.

– Значит, вы – анти-Коперник. Современная философия уже не несет своих познавательных функций, устанавливая связь между бытием и духовностью, бытием и┘

– Я бы сказал, между бытием и небытием (смеется). В мире сейчас примерно то, что происходило в нашей философии при советской власти. Систематизация – вещь, конечно, нужная. Благодаря этому у нас еще с тех времен великолепные исследователи философии Гегеля, Канта, Шелленга и Фихте. Сейчас это же – в европейской философии. Они пишут добротные позитивистские работы по истории философии. Если же говорить о господствующем направлении, то я бы сказал, что все-таки победил Витгенштейн, победила лингвистическая философия, которая утверждает, что не только мы говорим языком, но и язык говорит нами. А тут уже и мы на подходе – со своим «выворачиванием». Раз уж язык говорит нами, то мы выпускаем язык на свободу.

– Тогда вполне логично, что ваша теория всеобщего метакода и инсайдаута идет следом за разработками Витгенштейна┘

– Витгенштейна я узнал сравнительно поздно. Все-таки основной опыт – он всегда идет изнутри. Конечно, мое поколение – сплошь изобретатели велосипедов, ведь зачастую мы не имели доступа ни к тому же Витгенштейну (не был переведен), ни даже к трудам Флоренского (не был напечатан). Так что все это, конечно, изнутри добывалось. Кроме того, у Витгенштейна отсутствует самое, на мой взгляд, важное – творческое воссоздание языка. Он утверждает, что язык говорит нами. Но ведь, чтобы он нами говорил, надо, чтобы мы его создали. Однако именно этот творческий момент хорошо развит у Хайдеггера. Вот если скрестить Витгенштейна с Хайдеггером, то и получится наш Велимир Хлебников.

– В течение полувека ваша поэзия остается авангардной. У меня такое впечатление, что современный авангард как вышел из кубофутуризма начала ХХ столетия, так больше никуда и не входил┘

– Дело в том, что программа Маринетти ведь осуществлена далеко не полностью. Маринетти – гений, это бесспорно. Но не столько как поэт (его поэма «Красный сахар» не такая уж прорывная), сколько именно как теоретик. Он начертал схему – и в ней столько еще неиспользованных возможностей в поэзии! Я считаю так: ты в поэзии в тупике, пока не упираешься в стенку. Когда упираешься в стенку – ты на правильном пути. Это некомпетентные рассуждения, когда говорят, что все уже открыто. Что – открыто? Сегодня наши авангардисты овладели палиндромическим стихосложением так, как не снилось никакому Велимиру Хлебникову. У него всего одна поэма-перевертень. А у Елены Кацюбы – уже целый «Палиндромический словарь».

– Маринетти, Маяковский, Хлебников – футургении. Русскому футуризму исполнилось 100 лет. И лет 90 как его официально объявили несуществующим. В действительности же многие футуристические идеи получили развитие в русле авангарда┘

– Да, кроме словесных открытий футуристы еще и ускорили саму поэзию. Как раньше исполняли Моцарта – так слушать уже невозможно: ме-дленно, ме-дленно и пе-чаль-но. То же и с поэзией до футуристов. Сейчас же все ускорилось со страшной силой: клиповая поэзия, клиповое восприятие – и это тоже было предсказано тем же Маринетти. Дальше – развитие словотворчества. Оно было провозглашено, но ведь не реализовано футуристами. Хотя, конечно, у Крученых есть гениальное – «Дыр бул щыл». Но на несколько поэтов наберется всего только несколько стихов. Поэтому могу с гордостью сказать, что у меня есть две поэмы, написанные полностью «преображенным слогом», – «Партант» и «Верфьлием».

– Являясь автором термина «метаметафора», вы в одиночку продолжаете развивать метаметафоризм. Троица Жданов–Парщиков–Еременко отошла в историю. Сегодня олицетворение метаметафоризма – вы сами. Развивать его больше некому да и – не нужно┘ Направление закрыто?

– Думаю, вы правы: сегодня метаметафора – только я. Метаметафорическое зрение не такое уж частое явление. Мне оно органично присуще: я просто так вижу в поэзии. А все мои эссе – это только «перевод» стихов на обычный язык. В поэме «Бесконечная» я выразил это четырьмя строками: «На обнаженный нерв нанизывая звуки / все глубже чувствую великий диссонанс / и радость возвышения над миром – / Поэзия – вершина бытия».

– Остается спросить, не хотели бы вы вести семинар при Литинституте, если бы вам предложили? Это было бы «историческое возвращение на родину» в новом качестве и после большого фигуративного и внутреннего превращения┘

– Ну, разумеется, я бы согласился. Потому что до сих пор остается ощущение, что «век вывихнут». Другое дело, что я ни в коем случае не назвал бы свой семинар «Метаметафора» или «ДООС». Просто авторский семинар, как и все другие в Литинституте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
438
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
396
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
478
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
350

Другие новости