0
5016
Газета Персона Интернет-версия

26.02.2015 00:01:00

Разодранный мех и ветер времени

Тэги: драматургия, театр, литературный институт, андрей платонов, борис пастернак, постмодернизм


драматургия, театр, литературный институт, андрей платонов, борис пастернак, постмодернизм

Вдыхая пары корня мандрагоры, можно стать гением. Иоганн Генрих Фюссли. Мандрагора. 1785. Кунстхауз, Цюрих

В Перми впервые полностью вышел в свет роман Анатолия Королева «Эрон». Это, возможно, самая большая книга в русской литературе за последние 100 лет: 57 авторских листов, 900 страниц. О судьбе последних книг, премиальной кухне и молодых студентах Лита с Анатолием КОРОЛЕВЫМ побеседовал Григорий ЗАСЛАВСКИЙ.

– Анатолий Васильевич, 20 лет вы не могли опубликовать свой центральный роман. Почему так долго? Как складывается сегодня судьба романов, не рассчитанных на прибыль?

– Для ответа на ваш вопрос нужно мысленно вернуться на 25 лет назад. Так вот, когда я приступил к работе над «Эроном», шел 1989 год, заря перестройки была в самом разгаре, культ больших русских романов еще в силе; впервые в жизни еду за границу, причем в Прагу, где счастливо попадаю в водоворот бархатной революции; затем следует падение Берлинской стены; Европа влюблена в русских, короче, на волне этого энтузиазма роман пишется с расчетом если не на славу, то хотя бы на публикацию. На эти мечтания в ходе работы ушло целых 5 лет!

Признаюсь, я не рассчитал объем текста, роман вышел слишком большим. Эйфория перестройки к тому времени уже кончилась, наша история привычно угодила в воронку Мальстрема, московские издательства рассыпались, как карточный домик. «1000 страниц? Да вы с ума сошли!» Сначала «Эрон» отклоняли скорее по эстетическим причинам: слишком много шока, эротики и постмодернизма, позднее стали отвергать по чисто шкурным интересам – кто купит этот том симфонической музыки… 20 лет чиркнули, словно спичка.

Сегодня установка издателя на прибыль фактически отменила существование арт-хауса в современной литературе. Мне приходится надеяться только на чудо. Слава богу, это диво случилось. Пермское издательство «Титул», размером с тесную комнату, в конце концов, отважилось издать эту махину тиражом 1100 экземпляров. Одним словом, русский писатель должен быть кавказским долгожителем.

– В послесловии книги академик РАЕН, доктор филологии и философии Игорь Кондаков ставит ваш роман «Эрон» по значимости рядом с романами «Котлован» Андрея Платонова и «Доктор Живаго» Бориса Пастернака… Между тем благополучно попав в лонг-лист премии «Букер» 2014 года, в шорт-лист финалистов этой премии ваш роман все-таки не вошел.

– Перед нами типичная история поэтапного исчезновения репрезентативности. Если длинный список «Букера» из 22 книг был вполне емким и адекватно представлял панораму современной литературы за минувший год и охватывал, например, тексты Владимира Сорокина или Глеба Шульпякова, то пять финалистов премии – это всего лишь результат обоюдного компромисса членов жюри. Увы, компромиссы лишают наши литературные премии художественной дерзости. Пятерка тоже пройдет через удавку компромисса. Что мы получим в итоге? А то, что книга-лауреат, премированная в результате такого угасания рисков, обычно отражает только личный вкус председателя жюри, но... Но частное приватное суждение отдельного человека мало кому интересно. Так, шаг за шагом, общественная акция – премия «Букера» – парадокс – приобретает привкус неофициальности.

– Как ныне поживает постмодерн? Он еще жив или уже умер?

– Постмодернизм, на мой взгляд, прошел фазу мейнстрима и в предчувствии финальной черты, подобно Нилу, приобретает форму широкой дельты. Если старт постмодерна в 70-е годы прошлого века, конечно же, был вызовом, то сегодня знаковые находки стиля, например, монтаж цитат и коллаж, стали добычей масскульта. Судите сами, борода поверх платья из люрекса вполне сочетается с женской грудью Кончиты Вурс. Подобное торжество гламура аннулирует любую игру контрастов, цена пеленает ценность, а художественный вызов стреножен продажами. Дерзость прежнего постмодернизма сейчас практически невозможна. Актуальность внезапно исчезла.

– Вы давний член русского ПЕН-центра. Читали письмо президента ПЕН-центра Андрея Битова о рейдерском захвате ПЕНа сторонниками перемен? Если да, то что вы думаете об этом?

– Да, читал. На мой взгляд, и наш русский, и мировой ПЕН-клуб остался в прошлом, эта швейная машинка «Зингер» стоит ныне на полке винтажной реальности, среди потерянных вещей. Его расцвет пришелся на времена конфронтации, в эпоху же тотальной толерантности он выдохся. Ныне это клуб по интересам, скорее форма писательского досуга, иногда касса взаимопомощи (чаще моральной). Скучноватое, немодное место, домик размером с гараж, московский закоулок. Главный вопрос – арендная плата. Иногда ручка входной двери бывала оторвана. Я говорю об этом с сожалением и без всякого злорадства. Как вдохнуть ветер времени в разодранный мех? Фикции не живут, а лишь только долго мерещатся.

– Куда делся ваш предпоследний роман «Хохот»? Где выходит ваш новый роман «Дом близнецов»? О чем он?

– Моя проза последних лет зависла. Редакция Лены Шубиной планировала издать сразу четыре мои книги, первой шел как раз «Хохот», но из-за перестановок в издательской политике моя сатирическая эпопея о попытке контроля над смехом остановилась на стадии обложки. Правда, роман опубликован в Болгарии.

Роман «Дом близнецов» – еще более причудливое создание, чем смех над смехом. Это трактат в форме триллера о фиаско позитивизма. Выполняя заказ найти таинственных близнецов и попав под чужим именем в закрытую для посторонних лечебницу Хегевельд, мой герой, частный сыщик из Питера, под парами мандрагоры становится гением и принимает участие в серии парадоксальных диспутов. Эти семь диспутов о природе реальности и есть суть моего романа, все остальное – только манок сюжета. Роман запланирован к выходу в свет московским издательством, где была недавно переиздана моя повесть о пейзажном парке «Гений местности».

– Ваша пьеса «Формалин» летом была показана участниками Международной школы театрального искусства СТД в театральном центре «На Страстном». В ноябре прошла премьера в Театре на Малой Бронной в постановке Сергея Голомазова. Я читал пьесу и видел спектакли. Как вам шкура драматурга? Не жмет?

– Не скрою, я несколько волновался перед ноябрьской премьерой. История одиозной мести – весьма непростое переживание и для автора и для публики. Показ студентов Международной школы СТД был замечательным. Стильная красота постановки и неожиданный юмор примирили меня с безнадежностью сюжета. А шкуру драматурга я уже примерял, и не раз, – три мои радиопьесы поставлены в Европе. Правда, ни одна из моих обычных пьес прежде никогда не попадала на сцену в Москве. Что ж, я живу на иждивении собственной судьбы и отношусь к успехам и неудачам с одинаковым чувством пиетета.

– В этом году вы в качестве доцента кафедры творчества набирали студентов на творческий семинар прозы в Литературном институте им. А.М. Горького. Кто эти молодые люди, которые прошли через сито приемных экзаменов?

– Конкурс в этом году был ажиотажный. Семь человек на место! Такой конкурс случался только во времена СССР. На старте мы обошли филфак и журфак МГУ, МФТИ им. Баумана и даже МАрхИ. Я был набирающим мастером в семинар прозы. И вот что интересно, восемь лет назад, когда я набирал свой первый курс, основная масса текстов это были фэнтези, фантастика типа «Джоан вскочила на коня и поскакала к звездолету»… Прошло четыре года, набираю новый курс – ни одного фэнтези! Зато преобладает… эротика. «Их пальцы прикоснулись и замерли, словно поцелуй»... Каким образом одна и та же волна предпочтений накрывает одновременно и Сахалин, и Мурманск, и Ростов-на-Дону? Не знаю. Интересно, думал я, а что случится в этом году? Так вот, преобладала сатира. Среди текстов, присланных на конкурс абитуриентами с разных концов страны, лидировала ироничная социальная насмешка над устоями капитализма. Выходит, наступило время Гоголей и Щедриных.

– Выходит! 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
842
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
797
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
908
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
796