0
1604
Газета Поэзия Интернет-версия

22.09.2011 00:00:00

Книгочей в пейзаже

Тэги: кольчужкин, стихи


кольчужкин, стихи

Евгений Кольчужкин. Речи дней: Стихотворения 2001–2010 гг.
– М.: Водолей, 2011. – 112 с.

Евгений Кольчужкин (р. 1963) давно выступает в двух ипостасях – поэта и издателя. В 1991-м основал томское (ныне московское) издательство «Водолей», быстро завоевавшее читательский интерес книгами «серебряновековцев» – писателей, философов, литературоведов, а в прошлом году был отмечен премией Андрея Белого в номинации «Литературные проекты» с формулировкой «за организацию издательства «Водолей», за издание собрания сочинений С.В.Петрова и других книг». Как поэт печатался в журналах «Новый Берег», «Новый Журнал», «Арахна», «Литературное обозрение», выпустил несколько сборников – «Тропос», «Нити Арахны», «Прошедшее продолженное» и теперь вот «Речи дней».

Поэзия Кольчужкина всегда отличалась культурологичностью и требовала от читателя определенной – и немалой – подготовки: кентавры, вакханки и Мелеагры встречались в стихах столь же часто, как березки и рябины в поэзии патриотической. Но все ли с ходу вспомнят (если знают), что Мелеагр – один из персонажей «Илиады», сын калидонского царя Ойнея (тут возникает новый вопрос: чем же славен Ойней?), а «Эван, эвое!» – традиционный возглас вакханок во время оргий? Возможно, в том, что это «стихи не для всех», виноват не «усложненный» поэт, а необразованный или растерявший культурный багаж читатель┘ Но все же, читая такие стихи, невольно вспоминаешь совет Блока: «Чтобы стать поэтом, надо как можно сильнее раскачнуться на качелях жизни».


Горчит рябина – Грета Гарбо...
Фото автора

В новой книге Евгению Кольчужкину это удалось: его лирический герой оторвался наконец от чтения фолиантов и вышел из библиотечных стен на белый свет. И обнаружил, что кроме преданий старины глубокой есть живое, природное настоящее:

Холодов путевые заметки, –
Строки инея, – не утаю.
В светлом облаке, дереве, ветке
Я впервые себя узнаю┘

Хотя свои любимые книги герой-библиофил, отправляясь в путешествие, из рук не выпустил. Как пишет в послесловии к сборнику об «авторском субъекте стихов Евгения Кольчужкина» Дмитрий Сегал, «перед нами человек, живущий в природе и природой, чутко прислушивающийся к ее голосам, вникающий в ее послания, сообщения и речи, жадно рассматривающий ее картины. Но этот человек – это своего рода книгоноша, при нем всегда несколько сокровенных любимых книг, прозаических или поэтических, и он по зову сердца останавливается, чтобы открыть заветный томик на нужной странице и снова припомнить дорогие строки, увидеть дорогие образы». Поэтому в звуках октябрьской листвы он слышит голоса иных времен – «как языки на агоре,/ шумят раскрашенные листья», в «небе взлохмаченном» видит картины Шагала, на «проселках залатанных» нет-нет да повстречается Агасфер, и даже рябина напоминает своей горечью Грету Гарбо, а шалящая почему-то ольха – Коко Шанель.

И все же новоявленный путник чувствует, что «природа – соразмерна;/ Пусть ум умерит прыть:/ Ей сладостно, наверно,/ Непознанною быть» и дает наказ самому себе:

Смири, натурфилософ,
Познанья блуд в груди, –
Бери свой зрячий посох
Да по миру иди!

В прошлом году такое странствие привело Евгения Кольчужкина в Коктебель, где он стал лауреатом VII Международного литературного Волошинского конкурса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Иван Родин

Партийную принадлежность следующего уполномоченного по правам человека еще определяют

0
942
Сердце не бывает нейтральным

Сердце не бывает нейтральным

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

135 лет со дня рождения прозаика и публициста Ильи Эренбурга

0
830
Пять книг недели

Пять книг недели

0
448
Наука расставания с брюками

Наука расставания с брюками

Вячеслав Харченко

Мелочи жизни в одном южном городе

0
769