0
4105
Газета Поэзия Интернет-версия

28.05.2015 00:01:00

Бежать к себе и от себя

Тэги: поэзия, лирика, любовь, женщины


книга
Галина Богапеко.
Земля и небо:
Избранные стихи.
– М.: Вест Консалтинг,
2015.
– 325 с.

«Люди редко открывают себя/ Окружающему миру», – говорит поэт Галина Богапеко. И уточняет: «– И только дети, – И далеко не все». Да, и только дети, и еще, добавлю от себя, поэты, да и то далеко не все, могут позволить себе такое. Галина Богапеко в своих стихах открывает окружающему миру себя, не прячет себя в ракушке, как улитка, или в футляре, как чеховский «человек в футляре», и показывает, чем она живет, что ее волнует больше всего. «Как розы защитить?/ Вот в чем вопрос!»

У каждого поэта есть какие-то свои художественные находки. Есть они и у Галины Богапеко. И их у нее очень много. Это и внутренние анафорные рифмы: «ЗАБЫТЫЕ окна – ЗАБИТЫЕ окна» (здесь эти рифмы, вариации грустных эпитетов, рождают грустный мотив всеми покинутого дома). Есть у нее и аллитерации, которые Вознесенский называл магнитными рифмами,  «фиоЛЕТОвое ЛЕТО» (здесь они создают яркую картинку лета с фиолетовыми цветочками). А другие аллитерации, звуки дальней СИРЕНЫ (поющей русалки) и светотень СИРЕНИ, помогают автору создать картину с цветом и звуком, с гармонией цвета и звука. Или живописную картину зерцала озера (старинного, таинственного, в котором видятся земля и небо и «вечность как на ладони»): «я соЗЕРЦАЛА ОЗЕРА ЗЕРЦАЛО». А некоторые находки у нее содержатся в глаголах, которые есть не что иное, как производные от существительных, но таких, которые раньше никто не догадался употребить в форме глаголов: «и ЧАРОДЕЙСТВОВАЛИ руки». Богапеко умеет чародействовать в своих стихах не руками, а словами, в том числе и неологизмами. И когда она говорит, что она обладает магической силой, это не пустые слова.

Стихи ее полны динамики, движения. Иногда это легкое, плавное движение, например, снега: «А с неба серебристой манной/ На землю падал белый снег». Но характернее всего для ее стихов  быстрое, порывистое движение самой героини,  предметов окружающего ее мира,  движение ее чувств и мыслей,  потоков чувств и мыслей, потоков сознания и движение Жизни, движение Времени, движение Эпох, которые меняются, как кадры фильма… от 60-х годов XX века до 10-х годов XXI века.: «Я бежала, а мне навстречу неслись/ Скверы, здания, дороги, рельсы, / Я бежала к себе и от себя».

Она ценит прекрасные мгновенья, и ей хочется остановить их и запечатлеть в своих стихах: «Мгновенье – кадр!/ Как задержать его?» И тогда она говорит мгновенью: остановись! замри! И включает стоп-кадр и останавливает мгновенье. И запечатлевает его. И тогда мы видим «иллюзорный рай». Где рай, там и яблоки, символические и несимволические: «У ограды яблочного сада./ На земле рассыпался ранет...»

Как все люди и все поэты, Богапеко думает о том, куда уходят люди, когда они уходят в мир иной? И что ждет их там? «Куда уходят люди,/ В какие параллели?/ Что ждет их в зазеркалье?» Она не видит границы между тем миром и этим, между этим и тем светом, и когда стоит с подругой у могилы поэта в Переделкине, то думает о том, что «все едины в этом мире»: «Мы постояли у могилы,/ И каждый думал о своем…/ Мы все едины в этом мире,/ На этом свете и на том…»

Галина Богапеко – явление уникальное в нашей сегодняшней поэзии, она пишет по правилам и законам, которые сама себе создает, и свободно переходит в одном и том же стихотворении от одного размера к другому и от одного ритма к другому, от регулярного стиха к фразовику и дольнику, от тоники к силлабике, со спондеями, а от силлабики к тонике и плавной музыке стиха… «В Лефортовской нашей квартире/ Мы жили дружной семьей...» Первая строка – классический амфибрахий, а вторая – со сбивом амфибрахия… но все это совпадает с внутренним настроем героини и с музыкой ее души, музыка получается авангардная… и она в стихах Богапеко так же естественна, как и другая музыка в других стихах, близкая к классической и песенной, в том числе и русской народной…

Если говорить о жанрах, в которых работает поэт, то это сонеты,  акростихи, причем даже триптихи, белые стихи, верлибры,  танки,  стихи-шутки («В позе лотоса сижу…»),  циклы стихов,  поэмы и поэмки на самые разные темы.

Любовь – вот тот вечный двигатель, который движет Галиной Богапеко в жизни и в поэзии, «самозабвенная любовь» к поэзии, к жизни, ко всему миру, к дорогим ей людям, которым она открывает всю свою душу, и «неуемная тоска» по любви.

«Я отличный от всех индивидуум», – говорит она, и об этом же говорят  ее романтически-трепетные, философски-вдумчивые и непохожие ни на чьи стихи, собранные в «Избранном».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1800
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4377
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2397
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2732

Другие новости