0
741
Газета Политика Интернет-версия

04.11.1999 00:00:00

Зуд псевдореформ вместо реальной системы безопасности страны

Андрей Николаев

Об авторе: Андрей Иванович Николаев - депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ, генерал армии.


НЕОБХОДИМОСТЬ совершенствования в российском государстве военного строительства ни у кого не вызывает сомнений, однако сегодня в высоких военных сферах снова наблюдается опасный для общества зуд псевдореформ: так, Министерством обороны вынашивается весьма сомнительная идея объединения всех силовых структур под своей собственной руководящей "крышей". Свидетельствует об этом документ, который "ходит" среди высокопоставленных чиновников, в котором новая и сугубо чиновничья идея "объединения" подается как защита национальных интересов государства - и чуть ли не главная составляющая государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года.

Поскольку подобные идеи у нас весьма часто осуществляются с завидной скоростью (после таких "реформ" страна не может прийти в себя десятилетиями), полезно задать некоторые вопросы не только специалистам (хотя в первую очередь они адресованы им), но и рядовым россиянам-налогоплательщикам, которым всегда приходится первыми расплачиваться за любые непродуманные действия министерств и ведомств. А вопросы такие: когда мы перестанем старыми методами решать принципиально новые задачи, диктуемые новой геополитической обстановкой? Почему и без того сложные проблемы снова пытаются решить только методом их дальнейшего усложнения? Почему в расчет не берется российский и международный опыт?

Как можно совершенствовать военную организацию, не зная облика современной войны? Более того, представляется нелогичным всеобщее признание роста невоенных угроз безопасности государства с одновременным требованием наращивания именно военной составляющей безопасности! Причем авторы и разработчики "нововведения" абсолютно не представляют характера военной опасности.

Почему совершенствование должно быть непременно связано с объединением всех силовых структур под эгидой какой-то отдельной организации, у которой сомнительный опыт реформирования, тяжелейший груз проблем? Не увлечет ли она "личным опытом" в пучину этих проблем и новые подчиненные структуры?

Так похожа эта идея объединения на нашу отнюдь не всегда эффективную манеру, надеясь исключительно на русский авось, навалиться "всем скопом" и решить проблему, не заботясь о величине затрат, особенно людских.

Какую же общую задачу в масштабе всего государства сегодня может выдвинуть Министерство обороны в качестве главной, объединяющей армию, пограничников, таможенников, милицию и другие структуры?

Могут ответить: отразить агрессию превосходящих сил противника. Но этой военной агрессии, к счастью, пока не наблюдается, и, что интересно, не видно агрессора, готовящегося воевать по правилам, которые мы хорошо знаем, и в соответствии с военной наукой, которую мы уже прошли.

Механическое объединение на старых принципах для решения новых задач не принесет эффекта, а уж тем более не компенсирует прорыва в новых технологиях и способах ведения современной борьбы. Напротив, это объединение, как говорится в известном анекдоте, поможет "собрать всех на один корабль" - и окончательно расправиться со всеми силовыми структурами. Так зачем нам нужен такой "Титаник"?

Совершенствование такой военной организации, какой является НАТО, наглядно иллюстрирует стремление наряду с традиционными формами борьбы осваивать нетрадиционные способы боевых действий, применяя воздушно-космические средства и информационные технологии.

Но даже не это главное. Это еще не все. Даже в годы ведения широкомасштабной войны, когда действительно нужно навалиться "всем миром", у каждой силовой структуры в общем хоре войны остается своя партия, и общий лозунг "Все для фронта, все для победы" выполнялся каждым участником по-своему.

Даже в самые трудные времена Великой Отечественной войны не допускалась мысль объединения всех "под одну гребенку", так как наши военачальники прекрасно понимали, что, например, у пограничников была своя работа и были "неатакованные" участки границы, которые надо было охранять, а у милиции, скажем, добавилось очень много работы в тылу. В 1941-м первыми вступили в войну пограничники. Но что интересно: там, где они воевали не как отдельные армейские подразделения и части, а как специальные формирования, - там, наблюдался больший эффект.

Поэтому создание ФПС России как специальной службы, в которой собственно военный компонент составляет около 30%, больше соответствует требованиям современной войны, чем упрямое желание военных поставить в один строй всех людей в погонах.

Кстати, нелишне заметить, что объем задач, определенных ФПС России сегодня Законом "О государственной границе Российской Федерации", не изменился. Снять даже часть задач нельзя. Министерство обороны здесь по объективным и субъективным соображениям не поможет. Не сможет государство отказаться от пограничного контроля на государственной границе, от охраны морских ресурсов. Не будут боевые корабли флота гоняться за браконьерами в 200 милях от берега. Им подавай задачу покрупнее!

По планам Генерального штаба, общая численность военнослужащих в железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, ФАПСИ и пограничной охране должна составлять около 200 тыс. человек. Все остальное возлагается на контрактников. Возникает вопрос: кто будет служить в Арктике и других отдаленных, труднодоступных и "горячих" районах страны, где нет возможности комплектовать по контракту? Не выйдут же армейские подразделения охранять границу, как не станут они заниматься проблемами борьбы с трансграничной организованной преступностью на границе, пограничным контролем лиц, транспортных средств и грузов.

Невозможно представить, как Министерство обороны в соответствии со своей идеей организует пограничное сотрудничество с сопредельными государствами и как будет воспринята милитаризация такого сотрудничества со стороны наших соседей.

По сути дела вместо пограничной охраны на государственной границе появляются Вооруженные силы России - со всеми вытекающими последствиями! Создается "хорошая почва" для провокаций и недоверия со стороны партнеров по СНГ, отношения с которыми и без того нельзя назвать безоблачными. Представим себе на минуту, что произойдет в отношениях между государствами, если в пяти государствах (Белоруссия, Армения, Таджикистан, Казахстан и Киргизия), где находятся пограничные и оперативные группы ФПС России, вдруг появятся оперативные группы Вооруженных сил России.

Не заставит себя ждать резкое обострение проблемы фланговых ограничений и 100-километровой демилитаризованной зоны на китайской границе. Более того, реализация предложений Генерального штаба приведет к решительному слому годами наработанной правовой основы деятельности наших структур в области безопасности, обороны и правоохранительной деятельности. Достаточно сказать, что только в пограничной сфере придется пересмотреть свыше 100 законов и более 150 подзаконных актов.

Таким образом, стремление "усовершенствовать управление и оперативность принятия решений" даст при нынешних условиях совершенно иной результат.

В итоге у государства по-настоящему не будет ни армии, способной успешно действовать в современной войне, ни спецслужб, чтобы оградить себя от опасностей невоенного характера.

Кому же это выгодно?

Это устраивает тех, кому не нужна реальная оборона и реальная безопасность страны как лишняя головная боль.

Это выгодно тому, кто не видит радикальных изменений в мире и стране - и пытается по старой схеме решить новые задачи. Это выгодно тем, кто не способен решить проблемы собственными силами и, пользуясь командными высотами, надеется за счет поглощения других структур распределить средства в свою пользу. Это выгодно тем, кто не видит тонов, полутонов и переходов в военной политике и признает только два полюса: мир - война, забывая, что самая легкая победа на войне - это не допустить войну. В Генеральном штабе правильно считают, что "характер современных войн и вооруженных конфликтов требует комплексного и гибкого применения... войск, сил и средств различных ведомств, высокого уровня взаимодействия между ними, действий по единому замыслу и плану под единым руководством". Высокий уровень взаимодействия как раз и отдает предпочтение гибкой координации, а не жесткой субординации, построенной исключительно на требовании строевого устава одной из координирующих организаций.

Иметь сильную и боеспособную армию надо на случай войны. А чтобы этот случай не представился - надо укреплять границу, предотвращать действия террористов, совершенствовать правоохранительную деятельность, надо ладить и сотрудничать с соседями и делать все, чтобы никому не было выгодно воевать с нами. Здесь на первое место выходят экономика, политика, дипломатия, культурное сотрудничество, деятельность спецслужб и, конечно, современные Вооруженные силы.

В противном случае, создав военного монстра, мы снова станем пугалом для всего мира, казармой для собственного населения и мощным "аргументом" для сторонников расширения НАТО на восток.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
214
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
224
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
152
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
90

Другие новости