0
1230
Газета Политика Интернет-версия

10.06.2000 00:00:00

Великая хартия вольностей

Михаил Федотов

Об авторе: Михаил Александрович Федотов - секретарь Союза журналистов России.

Тэги: СМИ, закон


"ВО-ПЕРВЫХ, дали мы перед Богом свое согласие и настоящей хартией нашей подтвердили за нас и за наследников наших на вечные времена..." Примерно так же высокопарно и архаично смотрятся сегодня начальные слова первого отечественного закона о печати: "Печать и другие средства массовой информации свободны. Свобода слова и свобода печати, гарантированные гражданам Конституцией СССР, означают право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любых формах, включая печать и другие средства массовой информации".

Так постановил Верховный Совет СССР 12 июня 1990 г. "за нас и за наследников наших на вечные времена". Но в этот же день и в этом же месте, в Московском Кремле, другие законодатели, собравшиеся на 1-й Съезд народных депутатов РСФСР, принимали иной исторический документ - Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Они уже готовились стать наследниками и провозглашали свою приверженность общепризнанным принципам международного права, в том числе в области уважения свободы массовой информации.

Наследники сдержали слово, российский закон о СМИ, принятый в декабре 1991 года, продолжил и развил демократические идеи своего союзного предтечи. Но одновременно похоронил его. На смену акту демократического романтизма пришел демократический техницизм: выспренние декларации сменились скучными нормами, подробно регламентировавшими правовые механизмы функционирования СМИ. Так закончил свою юридическую жизнь Закон СССР "О печати и других средствах массовой информации", едва ли не первый откровенно несоветский закон, появившийся при советской власти.

Он был обещан еще в ленинском "Декрете о печати" от 27 октября 1917 г.: "Когда новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены; для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону". Вслед за этим большевики ввели цензуру и до конца года закрыли 92 газеты. Обещанного пришлось ждать не три, а семьдесят три года: до 1990 г. "новый порядок" никак не хотел "упрочиться", в результате чего в нашей стране не существовало не только "самого широкого и прогрессивного", но вообще никакого закона о прессе.

Правда, в середине 60-х годов был подготовлен весьма демократичный по тем временам законопроект, но тут случилась "пражская весна". При обсуждении законопроекта на заседании Политбюро ЦК КПСС решающей стала реплика главного тогдашнего идеолога, М.А. Суслова: "Известно, что между отменой цензуры в Чехословакии и вводом советских танков прошло всего несколько месяцев. Я хочу знать: если мы одобрим этот закон, кто будет вводить танки к нам?"

В самом начале перестройки закон о печати неожиданно попал в план законопроектных работ, и на рубеже 1986-1987 гг. появился проект. Традиционно анонимный, он был рожден в недрах ЦК КПСС и на две трети повторял своего предшественника двадцатилетней давности. И хотя текст был написан на перестроечном "новоязе" и прилагательное "коммунистический" встречалось лишь четыре раза, концепция оставалась вполне тоталитарной.

Альтернативу официальному проекту (кстати, так никогда и не опубликованному) составил инициативный авторский проект, задуманный нами с Юрием Батуриным весной 1988 г. в процессе пилки дров для шашлыка. Найдя по старинному русскому обычаю "третьего" в лице Владимира Энтина, мы дни и ночи напролет сочиняли текст, запивая диспозиции и санкции клюквенным морсом, дабы обеспечить трезвый подход к делу.

Одновременно мы решали, следует ли указывать в проекте наши имена. И решили: да, следует. Иначе нас будут воспринимать как нелегалов, а созданный проект - как идеологическую диверсию.

Концептуальной основой нашего детища стали такие положения: безусловное запрещение цензуры, признание за гражданами права учреждать СМИ, обеспечение профессиональной и экономической независимости редакций, детальная регламентация осуществления права на информацию и статуса журналиста, защита источников доверительной информации и т.д.

Естественно, проекту с такими характеристиками была уготована нелегкая судьба, постепенно превратившаяся в апокриф. Здесь было все, включая почти детективные сюжеты: и главлитовский запрет на публикацию проекта, и откровенный шантаж, и подложный законопроект.

Но все-таки чудо свершилось: наш проект - с небольшими родовыми травмами, нанесенными ему противником гласности, - стал законом. И почти сразу разрушил десятилетиями создававшийся партийный карфаген. Многие редакционные коллективы стали хозяевами своих газет и журналов, в одночасье забыв прежних начальников. Но у свободы оказался вкус медной дверной ручки. Или монеты.

Свобода массовой информации была понята "новыми русскими журналистами" как сигнал к разграблению. Началась хаотичная скупка СМИ. Если не удавалось договориться, совершался криминальный захват. Финансовые интересы и личные амбиции раскалывали, казалось, устоявшиеся редакционные коллективы. Как новые, так и старые газеты и журналы лопались, подобно мыльным пузырям.

Что могли противопоставить этому союзный закон о печати и пришедший ему на смену российский закон о СМИ, законы, рассчитанные на цивилизованного правоприменителя в цивилизованной стране?

Как и союзный, российский закон родился из инициативного авторского проекта. Хотя оба текста создавались одними и теми же людьми, однако произошедшие в стране перемены были столь разительны - развал Союза ССР, запрет КПСС, - что "республиканский вариант" оказался значительно радикальнее. Если союзный закон явился документом, с одной стороны, демократического романтизма, а с другой - исполненным неминуемых компромиссов с защитниками старых тоталитарных порядков, то российский - результатом почти лишенного политического противоборства поиска оптимальных технологий правового регулирования организации и деятельности СМИ. Если союзный закон декларировал свободу печати, то российский резюмировал ее как естественное состояние прессы, требующее недвусмысленных и разумных ограничений, позволяющих свободу одних гармонично сочетать со свободой всех прочих.

Разумеется, ни тот, ни другой законы не могли решить всех правовых проблем, связанных с функционированием СМИ. Да и не в том их задача. Главное их предназначение - стать и остаться "хартией на вечные времена", закрепляющей гарантии свободы массовой информации и создающей основу правового регулирования в данной сфере. Увы, законодатель не озаботился тем, чтобы за прошедшие десять лет существенно обогатить федеральное законодательство о СМИ. До сих пор нет закона о Федеральной комиссии по телерадиовещанию, что дает непозволительную свободу рук исполнительной власти в распределении частот. Нет закона, который обеспечил бы прозрачность отношений собственности и реального контроля над СМИ со стороны основных рекламодателей, кредиторов, политических патронов и т.д. Нет закона, который предотвратил бы безудержное разрастание медийных империй - как частных, так и государственных.

Серьезнейший пробел - отсутствие закона, гарантирующего независимость редакционной политики и отделение бизнеса в области СМИ от журналистики как свободной профессии. Вспомним, что закон о СМИ определяет журналиста как лицо, выполняющее общественный долг. Но хозяева средств массовой информации вольны игнорировать эту норму: никакие или почти никакие санкции им не грозят.

"Крючки", на которые можно было бы повесить все эти акты, в законе о СМИ есть. Да вот беда: ни у кого нет желания заниматься серьезным законотворчеством в данной сфере. Куда проще навешивать на закон о СМИ все новые и новые полуграмотные поправки.

Важнейшим дополнением к законодательному регулированию являются профессионально-этические механизмы саморегуляции журналистской профессии. До недавнего времени эту роль играли две структуры. Большое жюри Союза журналистов России и судебная палата по информационным спорам при президенте Российской Федерации. К сожалению, президент Владимир Путин отринул от себя судебную палату. Я не спрашиваю, пойдет ли это на пользу формированию культуры свободной и цивилизованной журналистики. Ответ очевиден. Вопрос в другом: неужели кто-то в Кремле серьезно полагает, что метод административного произвола в сфере СМИ эффективнее продуманного законотворчества и внутренней саморегуляции? Может быть, такой путь короче. Только ведет он в тупик.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
983
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2785
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1580
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1941

Другие новости