0
966
Газета Политика Интернет-версия

10.12.2000 00:00:00

На обочине исторического процесса

Алексей Кива

Об авторе: Алексей Васильевич Кива - политолог.

Тэги: гимн


Взяться за написание материала на заявленную тему меня подвигло опубликованное в праволиберальных "Известиях" обращение к президенту РФ целого ряда деятелей литературы, культуры, искусства и т.д. по поводу их решительного неприятия сохранения музыки гимна СССР, которая у них вызывает "отвращение и протест", в новом гимне России. При этом газета устами двух штатных журналистов поделила российское общество на "активную и ответственную часть" народа и на "пассивное обывательское большинство". Та часть народа - понятно, что представляющая интеллигенцию, разумеется, либерально-западническую как самую умную, ответственную, лучше других слоев населения знающую, что нужно народу на века вперед, - конечно же, отринет новый гимн.

А "обывательскому большинству", понимай "быдлу", темному, пассивному, понимай тупому, вообще все равно - что "Интернационал", "Марсельеза", что "Боже, царя храни!". Их, как малых детей, должен вести за ручку авангард общества в лице "интеллектуальной элиты нации", как назвала газета подписантов. Примерно сходные мысли высказывают и либеральные политики - Анатолий Чубайс, Борис Немцов и др. Как гениально заметил наш "главный приватизатор", ссылка президента на мнение большинства народа тем хуже для этого большинства, как и для самого президента, позволяющего себе ссылаться на мнение народа.

В мою задачу, однако, входит не обсуждать плюсы и минусы использования в новом гимне России мелодии гимна СССР, а как раз поговорить об "интеллектуальной элите нации", "совести нации", "ответственной части" народа, его "новом авангарде", который, как некогда говорили о другом авангарде, ведет наш народ и страну от победы к победе, к вершинам коммунизма, извините, либерализма. Ради ускорения пришествия светлого коммунистического - опять, простите, оговорился - капиталистического будущего можно вновь прибегнуть к уже испробованному лозунгу "Грабь!" и даже пожертвовать вымиранием части народа. "Лес рубят - щепки летят". Так, кажется, любили повторять во время оно.

Тем более что и тема для общественной дискуссии, как и в былые времена, выбрана самая что ни на есть животрепещущая для страны - идеологическая. Ничто не может сравниться с ней по злободневности и значимости. Ни проблема наличия в стране в мирное время миллионов беспризорных детей, бездомных людей, десятков миллионов, живущих за чертой бедности, не говоря уже о таких мелочах, как возвращение давно забытых болезней, алкоголизм, наркомания, проституция, надвигающаяся эпидемия СПИДа, замерзающие от холода жители отдаленных регионов. Ни скатывание страны за годы начатых "новым авангардом" радикально-либеральных реформ на позиции слаборазвитости. Да и форма выражения протеста представителями обоих авангардов до боли сходная своей, простите, стадностью. Вроде того что "мы, советские деятели культуры, все как один", "я, простая советская свинарка, как и остальные советские люди"┘ решительно протестуем, осуждаем, клеймим и пр. и пр. Как эти подписи организуются и добываются, мы тоже знаем, и знаем по запоздалому раскаянию немалой части подписантов.

Пожалуй, никто так глубоко и всесторонне не проанализировал причины трагедии русской интеллигенции как особого мирового феномена, как выдающиеся отечественные философы Николай Бердяев и Георгий Федотов. Но если Бердяев видел в радикальной русской интеллигенции прежде всего основного виновника большевистской революции, то Федотов - фактически ретроградную, не способную на позитивные деяния силу. "Каждое поколение интеллигенции, - писал Федотов, - определяло себя по-своему, отрекаясь от своих предков и начиная - на десять лет - новую эру┘ Можно сказать, что столетие самосознания русской интеллигенции является ее непрерывным саморазрушением". И он приводит слова из стихотворения тургеневского "вечного студента" Михалевича: "И я сжег все, чему поклонялся, Поклонился всему, что сжигал". Русская интеллигенция, говорит далее Федотов, "идейна" и "беспочвенна"... Беспочвенность есть отрыв: от быта, от национальной культуры, от национальной религии, от государства, от класса, от всех органически выросших социальных и духовных образований".

В сущности, едва ли не весь набор "ценностей" нашей нынешней либеральной интеллигенции - слепое подражательство, неумение передовые западные формы общественной жизни творчески применить к российским условиям, борьба с государством и властью как с институтами, антипатриотизм, национальный нигилизм и пр. - все это отмечалось почти всеми антибольшевистски настроенными российскими мыслителями, анализировавшими причины победы Октябрьской революции в России.

И вот что оказалось просто удивительным! Интеллигенции (понимай творческой, либеральной и западнической) еще труднее найти себе место в условиях демократии, чем в условиях авторитаризма. В условиях демократии она просто деградирует как некий особый мировой феномен. И чем успешнее будет развиваться страна по пути демократии и рыночной экономики, тем быстрее будет идти процесс распада и деградации русской интеллигенции как особой общности. Оказалось, что ей нужна не демократия, а борьба за демократию, при том что строить ее она не умеет и не желает. И это относится даже к ее лучшим представителям. Например, Владимир Максимов признавался: "Смотрите, у меня постоянно было какое-то отстранение от власти. Был Горбачев - я был против. Теперь, когда от него ничего не зависит, - мы в довольно хороших и близких отношениях. В моем "Карантине" есть один монолог, который я считаю своим кредо: всегда - с побежденными, никогда - с победителями".

Подобные взгляды высказывали и многие другие видные представители интеллигенции, включая и такого заслуживающего глубокого уважения писателя, как Андрей Синявский. Но, откровенно говоря, это ведь некая ущербность интеллигенции, которая ее постоянно выталкивает на обочину исторического процесса, не позволяет ей активно включиться в процесс строительства социального государства, социально-рыночных отношений, даже гражданского общества, без чего прописанные Конституцией демократические ценности, да и уже созданные институты демократии не работают или работают в интересах незначительного меньшинства, что у нас пока и происходит на практике.

И эта историческая обреченность русской интеллигенции как явления, с моей точки зрения, объясняется тем, что она не только появилась и сформировалась в условиях традиционного, доиндустриального, отсталого крестьянского общества, но и во многом сохранила адекватные тому обществу миропонимание, этику, мораль. А если учесть царящие в России из века в век произвол и беззаконие, то еще и выработала воинственный радикализм, но не выработала умения и желания искать компромиссные решения в интересах достижения гражданского согласия, что больше отвечает духу большевизма, чем демократии.

Однако я не стал бы ставить знак равенства между дореволюционной и даже советской интеллигенции, с одной стороны, и постсоветской - с другой. Русскую интеллигенцию, в том числе либеральную, в том числе западническую, все же отличало бескорыстие, стремление служить обществу. Кто станет утверждать, что эти же качества присущи и нынешней либеральной интеллигенции?! Я уже не говорю о масштабе личности тех и других. Среди тогдашней интеллигенции поистине нередко встречались титаны, место которых заняли, уж не знаю, как это поточнее выразить┘ Постсоветская интеллигенция приобрела ряд качеств, которые были абсолютно чужды русской интеллигенции. Но особо подчеркиваю, это касается не всей рассматриваемой интеллигенции, иначе нам бы вообще было худо.

Во-первых, это отсутствие какого бы то ни было социального идеала, какой бы то ни было системы ценностей, кроме денег и еще раз денег. Во-вторых, это крайний эгоизм. Тем, кто обслуживает "новый класс" и считает себя новой интеллектуальной элитой, вполне комфортно живется в России потрясающих социальных контрастов, а там хоть трава не расти. В-третьих, это неуважение и даже презрение к народу. В-четвертых, это лицемерие и лживость. В-пятых, это готовность за деньги торговать и принципами, и всем тем, что имеет рыночный спрос. И так далее и тому подобное.

Остается только задать вопрос, в том числе самому себе: это симптом болезни или признак смерти той общности, которая начиная еще со времен Новикова и Радищева выполняла очень важную социальную функцию в обществе, но которой не оказалось места в условиях современного уровня развития цивилизации? В любом случае скорее стоит плакать, чем радоваться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
317
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
506
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
581
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
428

Другие новости