0
1429
Газета Политика Интернет-версия

23.07.2002 00:00:00

Идущие в прошлое

Тэги: якеменко, идущие вместе, идеология


якеменко, идущие вместе, идеология

"Идущие вместе", несомненно, знают, куда идут. Это организация все-таки идеологическая, а не чисто функциональная, как думали о ней до сих пор. По-новому взглянуть на сверхзадачу лидера движения Василия Якеменко заставил скандал вокруг писателя Владимира Сорокина. Наши догадки об истинном символе веры "идущих" подтвердило и интервью с главным идеологом движения Борисом Якеменко, историком, братом и заместителем Василия Якеменко.

"Идущие вместе" совсем не похожи ни на аполитичный "накопитель" для юных карьеристов и любителей халявы, ни на замаскированную PR-структуру, изобретенную для разовых заказных перформансов. Еще можно было бы представить, кто взялся проплатить их митинг у американского посольства в поддержку Павла Бородина. Но чьи финансовые интересы могут стоять за акциями против преследования в Латвии партизана Кононова или за последними атаками на либеральных и авангардных литераторов - решительно непонятно. Выходит, "Идущие вместе" действуют все-таки бескорыстно?

Враги и кумиры

Многое становится яснее, если сложить все акции "идущих" за полтора года в единую цепочку и ознакомиться с их мотивировкой в программе организации. Вырисовывается довольно стройная картина. Итак, судя по документам этой организации, друзья и кумиры "идущих": президент Владимир Путин (но не его правительство), Белоруссия и главный российско-белорусский интегратор Павел Бородин, классик военно-патриотической прозы Борис Васильев, Русская Православная Церковь - "последняя организация, искренне и системно занимающаяся проблемами нравственного воспитания молодежи". В интервью обозревателю "НГ" Борис Якеменко заявил: "Для РПЦ прямая задача - стремиться к восстановлению и сохранению нравов и культурных ценностей. Мы, конечно, сотрудничаем с РПЦ. Встречаемся, помогаем восстанавливать храмы и монастыри. Мы подчеркиваем, что православие - это основа нашей культуры. И, наверное, нельзя говорить о том, что у нас в равной степени все участвовали в создании русской культуры".

Враги "идущих": современные либеральные писатели; коммунисты; Запад и бывшие советские республики прозападной ориентации, где "обижают русских", в частности США (дело Бородина), Франция (дело Захаровой), Украина (самолетное дело), Латвия (дело Кононова); команда Евгения Киселева, чье предназначение - "четко спланированная антигосударственная деятельность", министр культуры Михаил Швыдкой, который "целиком и полностью на стороне тех, кто насилует нашу культуру, кто культивирует мерзость и наркоманию, кто зарабатывает деньги любой ценой".

Отвечая на наш вопрос, кем же планировалась антигосударственная деятельность Киселева, Борис Якеменко заявил: "Мы все помним то время, когда Малашенко вызывали для отчета в американский конгресс. И помним, как с Киселевым, когда началась вся эта история, несколько часов за закрытыми дверями беседовал американский посол. Не бельгийский, а именно американский. Я не сторонник теории заговоров, но очевидно, что канал был абсолютно антироссийским".

Американская культура для Якеменко - несомненный источник зла: в ней "отсутствуют такие важные составляющие, как духовность и понимание собственной этничности. Она строилась на агрессии, противопоставлении остальному миру - не случайно статуя Свободы держит факел по направлению к Европе. Эта агрессия осталась по сей день. Так что эта культура вряд ли может способствовать духовному развитию нашей молодежи".

И еще две характерные черточки идеологии "идущих": положительное отношение к смертной казни и крайне отрицательное - к гомосексуализму. По поводу смертной казни Якеменко выразился так: "Уровень жестокости сейчас таков, что на него должен быть адекватный ответ. Не зря митрополит Кирилл, выступая в Думе, напомнил изречение: кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. Если человек, взорвавший дома, нормальный - он сам не сможет дальше с этим жить. Если нет, то от него надо избавляться".

Заместитель председателя "Идущих вместе" развеял последние сомнения в том, что из себя представляет идеологический комплекс его организации. Априорность доброй воли верховного правителя, не отвечающего за грехи бюрократии, призыв к прямой поддержке властителя народом, консерватизм, почвенничество, приверженность к классике и традиционным ценностям, примат "коренной" конфессии, культ здорового образа жизни, ненависть ко всему "нездоровому", "чужеродному", к либералам и к левым. Не правда ли, все это мы где-то уже слышали?

Не случайно "идущих" с первых же их акций начали сравнивать с гитлерюгендом. Упирали, правда, на чисто внешние атрибуты: военизированный стиль выстраивания партийных рядов (пятерки, двадцатки, сотни, тысячи) и демонстративное уничтожение книг на площадях. Однако существует весьма существенное отличие дружины братьев Якеменко от классических фашистских организаций: "Идущие вместе" постоянно подчеркивают свой интернационализм. Иное было бы несовместимо с нынешней официальной идеологией. И являлось бы помимо прочего верным путем к маргинализации всего движения. Потому и поучают братья Якеменко своих подшефных: "Если вам или вашим близким причинили вред, обидели, обокрали, боритесь с хамом, вором, обманщиком, а не с черным, армянином, евреем" (из Морального кодекса "Идущих вместе"). Между тем послевоенная история знает ультраправые движения и без националистической компоненты. Идентифицировать зло по национальному признаку вовсе не обязательно. В роли отрицательных персонажей могут выступать не нации, а отдельные личности - те же Швыдкой, Киселев, Сорокин. Охранительная сущность движения от этого не меняется.

Корни

Внимательнее присмотревшись к идеологическому стержню "Идущих вместе", легко обнаружить, что у этой структуры были и отечественные предтечи вековой давности. Их имена - Русское собрание, Союз русского народа, Союз имени Михаила Архангела. Впоследствии их стали называть черносотенными. Характерно, что первое из этих образований, Русское собрание (1900 года рождения), ставило перед собой не политические, а культурно-просветительные цели: "ознакомить общество со всем, что сделано важного и своеобразного русскими людьми во всех областях научного и художественного творчества".

Вообще в документах ультраправых партий тех лет можно обнаружить немало аналогий и даже фразеологических совпадений с экзерсисами "идущих". Вот, например, высказывание о тогдашней литературе: это "не только не нужный русским людям неважный хлам, но и сильнейший яд, духовная отрава, растлевающая ум, сердце, волю, нравственность и характер русского человека, а следовательно, разрушающая весь организм русского государства". Ну а пресса, согласно Пуришкевичу и его единомышленникам, "с каждым днем усиливает свой злостный, антинациональный, противоправительственный и противоцерковный характер".

Есть еще одна немаловажная общая черта. Черносотенцы получали не только моральную, но и финансовую поддержку властей. Как пишет историк Черной сотни В.Острецов, деньги переводились по линии Министерства внутренних дел. Аналогия очевидна. Дармовые (для членов "Идущих вместе") поезда, свозящие в прошлом году "идущих" со всей страны в Москву на акцию у Васильевского спуска, как вскоре выяснилось, формировались по приказу главы МПС. А нынче "идущие" и вовсе начали получать бюджетное финансирование. Пока, правда, в порядке эксперимента. Как сообщил в интервью "НГ" Борис Якеменко, такой эксперимент, проводится, в частности, в Северном округе Москвы. Местные "идущие" получают средства по статье расходов на взаимодействие муниципальных властей с молодежными организациями. Лиха беда начало...

Черносотенцы начинали не с погромов, а с просвещения. Выступления "идущих" сегодня тоже формально носят мирный характер. Но нетерпимость и радикализм в этой организации культивируются с первых дней ее существования. У них пока нет оружия. Но агрессия чувствуется во всем. И в объявлении у входа в штаб-квартиру: "За матерную ругань в офисе охрана вправе применить любое наказание. Просьба не обижаться". И в отчете о встрече активистов движения с писателем Виктором Ерофеевым в магазине "Библио-Глобус": "Душевное напряжение писателя все больше проявлялось внешне - нервно дергалось веко, а после особенно жарких выпадов выступала пена на уголках губ. В общем, не зря мы туда пришли. Разоблачение негодяя даже перед горсткой его поклонников - дело серьезное".

Пока не совсем ясно главное: какие силы все-таки стоят за этим молодежным движением и какие далеко идущие цели они преследуют. Призваны ли правые радикалы новой России на борьбу с набирающими силу молодыми левыми радикалами (как черносотенцы нужны были для боев с социал-демократами) или перед "Идущими вместе" стоит более широкий круг задач? Это покажет время. Но очевидно одно: определенные властные круги уже приступили к реализации своей молодежной политики, не дожидаясь рецептов Госсовета.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
146
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
225
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
194
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
229

Другие новости