0
2877
Газета Политика Интернет-версия

15.11.2002 00:00:00

В России может остаться 15 губерний

Тэги: дума, регионы, губернии, закон


Вчера в Госдуме прошли парламентские слушания о процедуре изменений территориальных границ субъектов Федерации. Эксперты обсуждали, как законодательным путем регулировать объединение и разукрупнение регионов, решать приграничные споры. С самым радикальным планом выступил вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский, предложивший ликвидировать национальные автономии и объединить все регионы по географическому принципу в 15 больших губерний.

Для наглядности лидер ЛДПР показал аудитории новую цветную карту России, разделенную на 15 территорий. Картографы из партии Жириновского считают, что в каждом из регионов должны проживать минимум 10 млн. человек. Таким образом, возникают следующие губернии: Ленинградская, Вятская, Ярославская, Московская, Орловская, Воронежская, Самарская, Ростовская, Ставропольская, Челябинская, Уральская, Сибирская, Красноярская, Иркутская и Дальневосточная. Последней лидер ЛДПР в порядке исключения разрешил иметь 7-8 млн. жителей. Еще больше Жириновский потрафил Москве, прирезав к ней зачем-то Калининградскую область.

Были и другие проекты, хотя и не такие оригинальные. В материалах, розданных участникам слушаний, содержалась статья эксперта Минэкономразвития профессора Виктора Кистанова (якобы автора идеи о создании федеральных округов), предлагавшего довести количество субъектов Федерации до 20-28. Альтернативный план выдвинул зампред фракции СПС Борис Надеждин. Он считает, что перекройку карты страны следует начинать с автономных округов, поскольку сложносоставные, "матрешечные" субъекты мешают нормальному развитию территорий. Надеждин преложил экономически состоятельные округа, такие, как Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский, отпустить в свободное плавание (по примеру Чукотки), а слабые округа полностью растворить в соответствующих областях. "При всем моем уважении к таким нациям, как эвенки, коряки и т.п... ну не тянут эти территории на экономическую самостоятельность!" - сказал депутат.

Впрочем, к целям слушаний и законопроекта, который на них обсуждался, сакраментальный вопрос - сколько в России должно быть губерний - имел косвенное отношение. Депутаты думского комитета по региональной политике и приглашенные ими эксперты предлагали для начала установить общие "правила игры": кто, как и в какой последовательности должен чертить новые границы и распределять полномочия. Как заявил председательствующий депутат Виктор Гришин, без такого закона не решить 32 территориальных спора, которые ведут сегодня между собой субъекты Федерации. Чувашия спорит с Марий Эл за острова на Волге, Чечня с Дагестаном за Новолакский район, Кабардино-Балкария с Северной Осетией еще за какой-то горный участок, Приморский край с Сахалином за некие морские территории - и так до бесконечности. Они, возможно, и договорились бы, но порядок разрешения этих споров нигде не прописан.

Без нового процедурного закона, как выясняется, невозможно применить и прошлогодний, давший зеленый свет укрупнению регионов. На слушаниях выступили глава Коми-Пермяцкого автономного округа Геннадий Савельев и член Совета Федерации от Усть-Ордынского Бурятского округа Сергей Попов. Они сообщили, что население округов давно согласно объединиться соответственно с Пермской и Иркутской областями. Но не получается. Потому что областное начальство хочет округа "поглотить", а окружное требует равноправного союза. В результате дискуссия в согласительных комиссиях растянулась на многие месяцы. Смысл этих "согласований" понятен: окружные чиновники боятся потерять и властные, и финансовые рычаги. Не совсем ясно другое: можно ли придумать такой закон, который бы компенсировал всем местным чиновникам их потери при слиянии регионов.

Дискутировался и еще один аспект: а не ущемит ли подобное укрупнение интересы малых, но титульных народов? Такие опасения высказал Сергей Харючи, спикер Думы Ямало-Ненецкого округа, он же президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Он рассказал, что и сейчас эти народы находятся в бедственном положении, а после лишения их автономии помощи им ждать будет вообще неоткуда. Но ему в весьма грубой форме ответил Владимир Жириновский. Вице-спикер заявил, что не может быть титульных наций, а главная задача "национал-радикалов" - это "урвать побольше денег себе - на свои халаты и тюбетейки".

Несмотря на радикализм этих высказываний, идея Жириновского об отказе от деления страны по национальном принципу и об общем укрупнении регионов, похоже, отражает взгляды на самом верху. Ради этого, собственно, и инициируются новые законы, которые должны ускорить процесс повсеместного слияния и объединения. Чем крупнее субъекты Федерации, тем их меньше - тем легче, по мысли кремлевских "картографов", ими управлять. Сложная процедура преобразований, прописанная в очередном законопроекте на заданную тему, никого не должна обманывать: была бы политическая воля, а уж процедурные вопросы решатся сами собой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
144
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
221
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
191
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
225

Другие новости