0
637
Газета Политика Интернет-версия

14.04.2004 00:00:00

Вечером – повстанцы, утром – боевики

Тэги: ирак, телевидение, сми


ирак, телевидение, сми Этих людей на российском ТВ то поддерживают, то клеймят как террористов – в зависимости от быстро меняющейся политической конъюнктуры.
Фото Reuters

В связи с захватом восьми российских заложников уже в который раз на государственных каналах поменялась стилистика репортажей об Ираке. Участников антиамериканского восстания вновь начали называть «боевиками». Хотя всю последнюю неделю на российском ТВ их величали «повстанцами», а их действия комментировали с явной симпатией. В то время как американцы с недавних пор предстают в роли «оккупантов» – термин, который использовался на отечественном государственном ТВ лишь год назад, в начале военной кампании, и исчез из эфира после этапного заявления Владимира Путина о том, что Россия не заинтересована в поражении США.

Восстание в Эль-Фаллудже оказалось поводом для очередной и весьма резкой корректировки телевизионной терминологии. Одновременно с выходом совместного заявления Советов верхней и нижней палат Федерального собрания, где несколько раз использовались слова «оккупанты» и «интервенция», телекомментаторы как по команде стали употреблять те же термины. В данной системе координат восставшие шииты – это «повстанцы» (или «партизаны»), а город Эль-Фаллуджа – «символ иракского сопротивления».

С особенной педантичностью такой риторики придерживаются на Первом канале и ТВЦ – в то время как на НТВ иракцев, борющихся с американцами с оружием в руках, по старинке называют «боевиками». В этом смысле весьма характерны репортажи собкора Первого канала в Ираке. Собкор утверждает, что район Багдада, в котором несколько дней работала его съемочная группа, «фактически превратился в партизанскую вотчину», чья цель – американские колонны, из которых редко кто «теперь проезжает через этот район, не попав под обстрел и не потеряв несколько машин». Тележурналист убежден, что, «несмотря на достаточно жесткие меры оккупационных войск, партизанская активность будет лишь нарастать». Что же касается частых захватов иностранных заложников, то «багдадские друзья» доверительно сообщили корреспонденту, а он телезрителям, что в Ираке сейчас самое безопасное – быть гражданином России, «потому что с ними никаких проблем». Добавим, что репортаж прошел буквально за несколько часов до пленения россиян.

Тем временем канал «Россия», говоря о «партизанах», устроивших небольшую войну в пригороде Багдада, объяснял причины, толкнувшие их на это, бытовым кризисом и отсутствием работы. По словам собкора «Вестей» Михаила Солодовникова, «в Багдаде не припомнят, чтобы новые власти за год восстановили водопровод и починили электростанцию. А им есть с чем сравнивать. После бомбардировок 1991 года Саддам наладил городской быт за два месяца».

Любопытно, что в беседах с обозревателем «НГ» представители госканалов категорически отрицают, что ведущие и корреспонденты руководствуются какими бы то ни было установками при освещении иракской темы. «Кто как хочет, тот так и называет, – заверил меня руководитель Дирекции информационных программ Первого канала Сергей Горячов. – Все проще, чем вы думаете. Иногда они – партизаны, иногда – боевики. Мне отсюда, из Москвы, трудно судить. Мы за всем этим наблюдаем с ужасом».

В том же духе прокомментировал «НГ» изменившийся стиль подачи материалов об Ираке Дмитрий Медников, заместитель директора Дирекции информационных программ телеканала «Россия», руководитель отдела международной информации. «Наша позиция в отношении Ирака всегда была ровной и выдержанной, – утверждает телевизионный менеджер. – Корреспондентам никто никаких установок не давал и не дает. Смысловые же оттенки этих слов наилучшим образом отражают действия сторон в этом конфликте. Коалиционные войска называются оккупационными, так как эта акция не является легитимной с точки зрения международного права. Нынешнее иракское сопротивление – не сопротивление режиму Саддама, а народное сопротивление, выражающее отношение обычных иракцев к завоевателям».

Заметим, что стилистика телекорреспондентов ближе не к официальной риторике Кремля и МИДа, а к выражениям, которые используют депутаты из левой оппозиции. Например, Геннадий Зюганов, заявивший вчера, что «захват российских гражданских специалистов в Ираке в заложники, так же как захват представителей других стран, является прямым следствием американской агрессии против этой страны». Слово «агрессия» на гостелевидении пока не употребляется, но на телерынке все возможно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Региональная политика 28 апреля – 1 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 28 апреля – 1 мая в зеркале Telegram

0
240
Безуглеродный коктейль: московский бар перешел на энергию Красноярской ГЭС

Безуглеродный коктейль: московский бар перешел на энергию Красноярской ГЭС

Ярослав Вилков

0
1314
Константин Ремчуков. Из-за сокращения рекламных бюджетов китайских компаний американский рынок может потерять 45 млрд долл

Константин Ремчуков. Из-за сокращения рекламных бюджетов китайских компаний американский рынок может потерять 45 млрд долл

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 28.04.25

0
1701
Три опоры Казахстана

Три опоры Казахстана

Андрей Выползов

Токаевские «апрельские тезисы» как ключ к разрешению фундаментальных вызовов в мире

0
2186

Другие новости