0
1049
Газета Политика Интернет-версия

25.01.2005 00:00:00

России просто необходима либеральная модель

Александр Рар

Об авторе: Александр Рар - директор программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике, Берлин.

Тэги: украина, ес, сша, снг, геополитика


«Оранжевая революция» на Украине действительно может привести к потери Россией влияния на постсоветском пространстве. На Украине сражались не российские политтехнологи с западными спецслужбами. На Украине сражались две разные системы ценностей: либеральная модель Запада и управляемая демократия России.

В российских условиях, когда надо было консолидировать нацию и укреплять государственность, путинская модель нелиберальной демократии стала предпочтительнее западной модели. Но она оказалась непривлекательна для украинцев. Построение государственности на авторитаризме вскоре будет отвергнуто и в некоторых других странах СНГ. После Грузии и Украины таким странам, как Молдавия, Армения и Азербайджан, а то, глядишь, и постлукашенковская Белоруссия, может в будущем приглянуться западная либеральная модель, а не идея новой Евразии, создаваемой Россией. Народы этих стран не хотят застрять на полпути трансформации от тоталитаризма к демократии. Еэсовская Европа является для них мощным магнитом и конечной целью преобразований. Уже в ближайшее время Россия может лишиться своей прежней монополии на миротворчество в территориально-этнических конфликтах на постсоветском пространстве.

Еще несколько месяцев назад Москва, если выражаться языком XIX века, имела только США в качестве соперника в «ближнем зарубежье». Украинский кризис изменил геополитические реалии: к процессу стабилизации бывших советских республик подключился ЕС, причем не старый, где все решалось Германией и Францией, а новый, где восточную политику ЕС во многом будет формулировать Польша.

Разрыв между Западом и Россией расширяется стремительными темпами. Звонок Путина Бушу 11 сентября 2001 года, после чего Россия и США создали антитеррористическую коалицию, сильно напоминающую альянс двух держав против гитлеровской Германии, исчерпала свой ресурс. США готовы сегодня защищать независимые республики постсоветского пространства от «имперской» России; Ходорковского – от «произвола власти»; свободу слова – от «нажима Кремля». Следующий конфликт налицо: расширение НАТО на Украину и Грузию, усиление военного присутствия в Средней Азии, прокладка новых нефтяных и газовых труб из Каспия в обход России, возможная война с Ираном.

С ЕС у России дела обстоят не лучше. «Оранжевая революция» опять плотно сплотила США и ЕС – против «имперской» России. ЕС категорически отказывается от предложенного Путиным партнерства на базе общих интересов. Запад требует от России принятия общеевропейской системы ценностей. ЕС строит на европейском континенте новую цивилизацию, основанную на демократии. Перед Россией ставится вопрос предельно ясно: либо Россия готова принять принципы демократии по европейскому образцу – тогда она постепенно интегрируется в общеевропейский дом, либо она строит собственную цивилизацию, основанную на чуждой Европе сильной власти, становясь при этом для ЕС чем-то вроде Китая.

Каким образом события на Украине ослабили положение России? А именно тем, что второй по величине восточно-европейский народ сделал свой выбор в пользу западной модели. Вскоре такая страна, как Польша, может стать ближе Украине по политическому духу, чем братская Россия. Это безусловно повлияет на ситуацию внутри России.

Двадцать лет назад именно Россия (а не польская «Солидарность», как сегодня принято считать) возглавила сложнейший процесс трансформации от тоталитаризма к демократии во всей Восточной Европе. Горбачев, а не Коль или Рейган, разрушил Берлинскую стену. Сегодня «ветер перемен» опять бушует на восточных рубежах Европы. Дальновидным политикам в России следовало бы бежать впереди, а не позади поезда. Путину нечего бояться. Накопленный за последние годы положительный ресурс – успешную модернизацию российской экономики стоит теперь использовать для рывка в сторону демократии и гражданского общества. Это путь в цивилизацию XXI века. Экономически сильная и демократическая Россия может очень скоро стать магнитом для соседних стран.

Путин сам начал свою внешнюю политику, прорубая новое окно в Европу. Россия не выживет в одиночку в глобализированном мире. ЕС не враг и не соперник России. На самом деле Европа тоже понимает, что и она без России в XXI веке слаба. Намного больше России следует опасаться Индии и Китая, которых Москва стремительно вооружает, хотя это же оружие может быть направлено против России.

Сегодняшней России просто необходима либеральная модель, пусть специфическая, отличающаяся от западной, но никак не авторитарная, как сегодня. Путин хорошо сгладил ряд катастрофических ошибок ельцинской эпохи – россияне будут ему за это благодарны. Но повернуть назад горбачевскую перестройку, реанимировать элементы СССР и поставить Россию на путь китайской модели у Путина вряд ли получится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1221
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
623
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3363
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2636

Другие новости