0
754
Газета Политика Интернет-версия

31.05.2005 00:00:00

Французская вертикаль

Юлия Петровская

Об авторе: Юлия Борисовна Петровская - обозреватель "НГ".

Тэги: франция, референдум, евроконституция, ширак, кризис, ес


За последнюю неделю уже второй близкий друг президента Владимира Путина потерпел сокрушительное поражение. Итоги голосования в крупнейшей земле Германии Северный Рейн–Вестфалия, состоявшегося 22 мая, вынудили канцлера Герхарда Шрёдера пойти на досрочные парламентские выборы с риском потери власти. Экономические реформы Шрёдера обернулись потерей позиций для партии СДПГ, и весьма вероятно, что новое правительство ФРГ ближайшей осенью сформируют консерваторы во главе с Ангелой Меркель. Наблюдатели полагают, что с учетом нынешней, весьма жесткой позиции ХДС/ХСС в отношении России г-же Меркель придется несколько скорректировать и линию правительства.

А минувшее воскресенье фактически подвело черту под политической карьерой другого мирового лидера – президента Франции Жака Ширака. Шираковскому лагерю, лоббировавшему проект Европейской Конституции, будет непросто пережить поражение на референдуме о ее судьбе. У Конституции оказалось почти 55% противников и лишь 45% сторонников. Европейский союз, разумеется, не прекратит из-за этого свое существование, поскольку он может функционировать на основе существующих договоров.

Итоги голосования прежде всего свидетельствуют об отрицательном отношении французов к политике собственного правительства. А высокая явка на референдум означает высокую легитимность его результатов. Уже в ближайшее время Франция получит новый кабинет министров, которому предстоит серьезно скорректировать политику Ширака–Раффарена. Место премьера займет более популярный и деятельный политик, чем Жан-Пьер Раффарен. (Предельная лояльность президенту – недостаточное основание, чтобы удержаться на высоком посту). Власть, конечно, постарается улучшить свой имидж к президентским выборам, которые запланированы на 2007 год. Однако сегодня сложно прогнозировать их исход в пользу шираковского лагеря.

Как бы там ни было, баталии, разворачивающиеся вокруг Елисейского дворца, должны быть интересны Москве. У Ширака мало шансов посадить в президентское кресло одного из своих ближайших сподвижников. В правом лагере как раз наибольшие шансы имеет главный противник Ширака, лидер пропрезидентской партии Николя Саркози. Он, кстати, открыто восхищается американской моделью и равнодушен к России. В Социалистической партии, которая является стержнем левого лагеря, сейчас наблюдается раскол. Но к 2007 году еще многое изменится. Франция вполне может получить и президента-социалиста. В любом случае Москве стоит иметь в виду, что основные деятели соцпартии далеки от миттерановских взглядов на Россию. Так что Кремль рискует потерять привилегированного политического партнера в лице Франции.

И германский, и французский случаи вновь продемонстрировали, что карьера европейского лидера (даже если он мирового уровня) находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в его стране и восприятия этого положения рядовыми избирателями. Собственно, это и есть демократия. Парламентская республика, которую в данном случае олицетворяет Шрёдер, или президентская республика, которую представляет Ширак, работают по принципу одинаковой ответственности перед избирателем. Сила же лидера проявляется в умении вовремя признать поражение и сделать соответствующие политические (кадровые) выводы.

Политики российского воспитания сегодня пытаются понять: зачем Шираку понадобился референдум, когда он мог протащить Конституцию через парламент, где у правящих правоцентристских сил большинство? То, что президент Франции не пошел на это, лишний раз подтверждает, что дело не в тексте, а в контексте. Формально Ширак действительно не был обязан проводить референдум. Однако Франция (со своей президентской моделью, которой очень симпатизируют в Кремле) уже длительное время живет в условиях прямой демократии. Это своего рода вертикаль по-французски. В этой стране принято выносить вопросы, касающиеся европейского строительства, так же как и любые другие вопросы, затрагивающие судьбу страны, на всеобщее обсуждение и голосование. При том что в парламенте сидят реальные партии, пришедшие во власть в результате реальной борьбы. Президент Владимир Путин лично восхищается сильной президентской властью во Франции. Осталось лишь понять, как она функционирует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1917
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4563
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2482
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2844

Другие новости