0
652
Газета Политика Интернет-версия

07.12.2006 00:00:00

Санкции против самих себя

Тэги: санкции, госдума


Вчера Госдума приняла в первом чтении законопроект, рожденный в самый разгар российско-грузинского противостояния. Данный закон, в случае его подписания президентом, дает главе государства единоличное право применения экономических санкций. Законопроект, разработанный по приказу руководства «Единой России», был подписан депутатами Владиславом Резником, Владимиром Плигиным и Константином Шипуновым и поддержан 356 парламентариями: дружно проголосовали «за» единороссы и фракция ЛДПР, оппозиция же назвала закон «исторически несвоевременным».

Центральное понятие законопроекта «О специальных экономических мерах в условиях международной чрезвычайной ситуации» – собственно «международная чрезвычайная ситуация» – выглядит весьма туманно: «совокупность обстоятельств, представляющих угрозу здоровью, правам и свободам человека и гражданина и безопасности государства и возникающих во взаимоотношениях с органами власти, юридическими и физическими лицами иностранного государства». Сами авторы законопроекта признали: понятие международной ЧС требует дальнейшего уточнения. Зато в документе четко зафиксировано, что специальные экономические меры «могут быть применены в отношении любых государств и лиц».

Согласно законопроекту, президент может инициировать спецмеры или сам, или прислушавшись к мнению Думы, Совета Федерации и правительства. Отменять эти меры, в том числе и досрочно, глава государства сможет тоже либо по личному решению, либо по рекомендации парламента и правительства. Устанавливаться спецмеры могут не более чем на 4 года, но «если сохраняется угроза здоровью, правам и законным интересам граждан и безопасности государства», они могут быть продлены еще на 2 года.

Глава думского комитета по кредитным организациям Владислав Резник сообщил, что законопроект основан на опыте США, которые взяли себе право на основании собственного национального законодательства вводить санкции против любых государств, компаний и частных лиц. И тут же получил вопрос от независимого депутата Владимира Рыжкова: а оценивали ли авторы документа возможные экономические потери именно для российской экономики? Поскольку, заметил Рыжков, часто от санкций страдает как раз та страна, которая их и объявляет.

Владислав Резник признался – основной ущерб от будущего применения документа понесет именно российский бизнес. Глава думского комитета по финансам честно ответил, что санкции «применяются, естественно, не к иностранному государству, они применяются не к иностранным компаниям, не к иностранным гражданам, они применяются, естественно, к российским резидентам, которые взаимодействуют с компаниями-нерезидентами». Поэтому, по его мнению, ко второму чтению действительно надо будет предусмотреть механизмы компенсации возможных потерь российских предпринимателей. Таким образом, получилось, что направленность законопроекта оказалась не слишком понятной: санкции станут вводиться от имени России вроде бы против иностранных держав, но с ущербом для страны-инициатора, ее компаний и граждан. Что не преминули заметить и думские коммунисты, отказавшиеся его поддержать. А независимый депутат Валерий Зубов прямо назвал проект закона, подписанный единороссами, «исторически несвоевременным». По его словам, «этот закон заведомо противоречит национальным интересам – ведь совершенно очевидно, что в перспективе имеются в виду не санкции против Франции или Германии, а имеются в виду вполне определенные страны, куда наш бизнес стал активно входить». Депутат уверен в том, что принятие данного закона заставит власти именно этих стран насторожиться и более внимательно отнестись к российской экспансии.

И действительно, если посмотреть на перечень тех специальных экономических мер, отмеченных в законопроекте, то легко сообразить, что значительная их часть может ударить как раз и по российскому капиталу, и по российскому же потребителю. Например, запрет или частичное ограничение финансовых и внешнеэкономических операций, приостановление действия международных или межгосударственных торговых договоров, изменение экспортных и импортных таможенных пошлин, установление ограничений на осуществление туристской деятельности. Часть непонятностей и неточностей Владислав Резник обещал вчера снять и откорректировать ко второму чтению. Однако на поправки дана всего неделя, за которую, как представляется, сделать все это, в том числе придумать четкую правовую формулировку такому никогда ранее не существовавшему понятию, как «международная чрезвычайная ситуация», будет весьма непросто.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Надежда Мельникова

Токио усиливает оборонные возможности Филиппин – одного из потенциальных противников КНР

0
457
Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Екатерина Трифонова

Механизм денежной компенсации нарушенных прав продолжит работать со сбоями

0
364
ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

Ольга Соловьева

Наращивание добычи не защитит российский бюджет от сокращения сырьевых доходов

0
471
КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Коммунисты Зюганова осудили доклад Хрущева XX съезду КПСС о культе личности

0
465

Другие новости