0
822
Газета Политика Интернет-версия

10.07.2007 00:00:00

Подзорная труба вместо двустволки

Владимир Дворкин

Об авторе: Владимир Зиновьевич Дворкин - профессор, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Тэги: про, сша, чехия


В противоракетном споре Москвы и Вашингтона есть два практически очевидных положения. Первое заключается в том, что предложения президента России Владимира Путина о совместном использовании радиолокационной станции «Дарьял» в Габале (Азербайджан), строящегося радара типа «Воронеж» около Армавира (Краснодарский край), реанимации центра обмена данными о пусках ракет в Москве и создание аналогичного центра в Бельгии не могут быть для США альтернативой ПРО в Польше и Чехии. Это все равно, что предлагать соседу, твердо решившему купить охотничье ружье, приобрести вместо него подзорную трубу.

Второе состоит в том, что радар в Чехии и 10 противоракет в Польше не представляют никакой угрозы потенциалу ядерного сдерживания России. Об этом, кстати, российское руководство заявляло неоднократно. Если даже в Европе будет создано еще несколько подобных баз, ситуация не изменится, поскольку российские стратегические ракеты оснащены высокоэффективными средствами преодоления ПРО.

В этих условиях более чем неудачными являются ультиматумы типа «вы не развертываете ПРО в Восточной Европе, а мы не размещаем ракеты в Калининградской области». Еще хуже угрозы выйти из Договора по РСМД (ракетам малой и средней дальности) и перенацелить ракеты на объекты в Европе. Подобные угрозы – верный способ восстановить против себя всю Европу, где каждая страна будет уговаривать США разместить у нее базы ПРО.

С другой стороны, безоглядное упорство Вашингтона построить в Польше и Чехии базу стратегической ПРО, по общему признанию, еще далеко не отработанной в процессе испытаний, – явное свидетельство стремления как можно быстрее сделать процесс создания этой системы необратимым при любой администрации в Белом доме. Таким образом, дело главного инициатора разработки и развертывания стратегической ПРО в угоду военно-промышленным корпорациям Дональда Рамсфелда пока что живет и процветает. Хотя и тормозится законодателями, уже сократившими ассигнования на эту ПРО.

Рациональное объяснение протестов Москвы может заключаться в том, что, во-первых, Вашингтон взял за правило принимать решения стратегического характера в одностороннем порядке, несмотря на совместную Декларацию о стратегическом партнерстве, принятую в мае 2002 года. Во-вторых, в том, что ПРО США – открытая система, которая может в перспективе наращиваться путем развертывания противоракетного лазерного оружия воздушного, а затем и космического базирования. И если стороны будут по-прежнему оставаться в бессмысленном в новых условиях состоянии взаимного ядерного сдерживания, то угроза ядерному потенциалу России может возрасти.

В такой обстановке следовало бы не нагнетать противоракетную истерию, а пойти на вполне оправданные компромиссы. США могли бы с повышенным энтузиазмом принять и развивать российские предложения о совместном использовании двух южных радаров системы предупреждения о ракетном нападении и центрах обмена данными о пусках ракет. И не повторять упрямо, что база ПРО в Польше и Чехии в любом случае будет построена в объявленные сроки.

Тем более что реализация предложений Москвы позволяет организовать постоянный и надежный международный мониторинг за испытательными пусками ракет не только в Иране, но и во всем неустойчивом южном регионе. И заранее прогнозировать ракетные угрозы, принимая соответствующие контрмеры, которые могут быть даже более результативными, чем нынешняя ПРО. Известно, что наиболее эффективным эшелоном ПРО является поражение ракет в пусковых установках. Такой шаг (с использованием при этом высокоточного неядерного оружия) рекомендовал вполне разумный и сдержанный аналитик, бывший министр обороны США Уильям Пери во время пусков ракет в Северной Корее в прошлом году.

Москве не следовало бы в пропагандистских целях использовать язык ультиматумов и тем более бессмысленно предлагать альтернативные решения, о которых заранее известно, что они не будут приняты Вашингтоном.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
1350
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
971
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
1558
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
1106

Другие новости