Вчера в Думу Верховным судом (ВС) внесен законопроект, призванный реанимировать важную функцию Генеральной прокуратуры (ГП). Документ превращает ведомство в крупного политического игрока – он возвращает генпрокурору право возбуждать уголовные дела против лиц так называемой особой категории. Напомним: ранее эти полномочия были переданы президентом Владимиром Путиным председателю Следственного комитета при прокуратуре (СКП).
В документе названо «ошибочным» прежнее решение, принятое летом 2007 года. Тогда, при создании СКП, именно ему было отдано право решать судьбу лиц особой категории. Депутаты, сенаторы, судьи Конституционного, Высшего Арбитражного и судов общей юрисдикции, адвокаты и следователи, даже сам генпрокурор и прочие «особисты» – все они были отданы под власть СКП.
А ГП оставили лишь обязанность приносить наработанные следствием материалы для получения согласия в органы власти, против представителей которых возбуждалось то или иное дело. Генпрокуратура в этом случае работала своего рода курьером в форме. Интересно, правда, что еще пару месяцев назад никто, в том числе и ВС, никакой ошибки в такой схеме распределения полномочий не находил.
Более того, президент в своем антикоррупционном пакете, где уровень неприкосновенности «особистов» был несколько снижен, подтвердил компетенцию СКП. И Верховный суд тогда возражений не высказывал.
Ситуация становится еще более непонятной, если посмотреть, когда ВС решил выступить с этой инициативой. Оказывается, в конце сентября – на своем очередном пленуме. А внесен законопроект был только сейчас. На Охотном Ряду тут же сделали однозначный вывод – документ согласовывался на самом верху, а раз он все же внесен, значит, согласован он все-таки был. Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский подтвердил «НГ», что именно так, судя по всему, и есть. При этом депутат не исключил, что решение подобного рода могло быть принято лишь высшими руководителями страны. «Доподлинно это, конечно, неизвестно, но за такого рода инициативами всегда стоят политические решения».
То, что спина Верховного суда здесь явно кем-то надежно прикрыта, чувствуется и по тону пояснительной записки к законопроекту. Ведь кроме определения «ошибочный» по поводу больших полномочий СКП есть в ней и ряд иных нелестных замечаний в адрес этого ведомства. Например, Верховный суд фактически открыто обвинил следователей в том, что свои большие полномочия они используют не на благо правосудия: «Наделение следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации правом возбуждения уголовного дела и проведения предварительного расследования не только в отношении должностных лиц, имеющих такой же процессуальный статус (следователей органов внутренних дел, ФСКН России, ФСБ России), но и других участников уголовного судопроизводства – прокуроров, адвокатов, создает основу для внепроцессуального давления органов следствия на названных участников уголовного судопроизводства».
Дальше Верховный суд снова и снова повторяет тезис об использовании «следователями своих прав вопреки требованиям закона». Более того, сравнивая интересы прокуроров и следователей, ВС прямо утверждает, что у второй категории правоохранителей они более корыстны: «К тому же у прокуроров в отличие от следователей (независимо от их ведомственной принадлежности) отсутствуют побудительные мотивы для использования рассматриваемого полномочия с целью внепроцессуального воздействия на других участников предварительного расследования и судей».
Верховный суд настаивает на необходимости «сбалансировать на досудебной стадии судопроизводства полномочия прокуроров и следователей». Однако зампред думского комитета по конституционному законодательству Виктор Илюхин видит другую причину появления законопроекта. «Посмотрите на нынешнюю статистику возбуждения уголовных дел против судей, и вы увидите: следователи гораздо более активны, чем прокуроры. Количество дел выросло просто в разы», – сказал он «НГ». Илюхин, который всегда возражал против слома прежней системы ГП, теперь снова возражает, но уже против частичного возвращения прокурорам следовательских функций. По его словам, «возвращать прокуратуре надо прежде всего право полноценного надзора за следствием, которого сейчас у нее практически нет».
Между тем, по мнению лидера фракции ЛДПР Игоря Лебедева, появление этого проекта и особенно его принятие будут означать одно: генпрокурор Юрий Чайка победил главу СКП Александра Бастрыкина. Кроме того, отметил Лебедев, инициатива Верховного суда ставит под сомнение единство тандема президента и премьера. Впрочем, уточнил депутат, такое видимое нарушение властного единства для России является скорее процессом естественным, чем из ряда вон выходящим.