0
1266
Газета Политика Интернет-версия

22.01.2009 00:00:00

Правда о "Стандартах"

Александр Абрамов

Об авторе: Александр Абрамов - член-корреспондент Российской академии образования.

Тэги: образование, школа, наука


В нескольких последних выступлениях президента РФ Дмитрия Медведева и председателя правительства Владимира Путина отмечалось, что в современной школьной политике большое значение придается разработке «Стандартов». Они призваны определить нормы жизни школы на ближайшие 10–15 лет. Первые результаты этой работы недавно опубликованы издательством «Просвещение». Вышли в свет четыре брошюры новой серии «Стандарты второго поколения», содержащие проекты подготовленных документов. Одна из этих брошюр – «Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования». В списке руководителей проекта значится и моя фамилия.

В этой связи должен заявить, что текст брошюры не был мною завизирован, поскольку с представленной редакцией я не был ознакомлен. Если бы это было сделано (а при публикации все-таки необходимо согласие автора), то я бы настаивал на существенно ином варианте текста. В случае же его сохранения я не мог дать согласия на упоминание моего имени. Мне дороги понятия репутации и профессиональной чести.

Я действительно принимал активное участие в подготовке обсуждаемого документа в 2005–2006 годах. Но речь тогда шла о других концепции и редакции, о чем свидетельствуют сохранившиеся варианты. Я остановлюсь только на одном аспекте, который неприятно поразил меня в опубликованном документе. Неизвестные лица, внесшие правку в параграф о содержании курса математики в школе, имеют весьма экзотические представления и о профессиональной этике, и о школе.

Основная идея «Фундаментального ядра» – выделение ключевых идей, понятий, фактов, методов и теорий, без знакомства с которыми выпускников школы трудно говорить о наличии у них общего образования, необходимого человеку начала XXI века. Новизна идеи в том, что нужно было найти способы предельно лаконичного изложения на 30–40 страницах, а не в паре увесистых томов. По существу, «ядро» должно фиксировать согласованный взгляд научного сообщества на то, чему следует учить в школе. С этой целью была создана рабочая группа, состоящая в основном из видных ученых Российской академии наук, представляющих разные области знаний.

Я был членом группы под руководством академика Виктора Васильева, работающей над содержанием математического образования. Совершенно очевидно, что при нынешнем сокращении числа часов на математику в школе, наличии 25% двоек по результатам ЕГЭ и явной перегрузке курса математики, думать нужно не о насыщении, а о сокращении программы. Поэтому, в частности, было принято решение: следует отказаться от изучения элементов теории вероятности и статистики в массовой школе. (Странным образом в соответствии с действующим с 2004 года «Стандартом» так называемого первого поколения этот материал впервые в истории отечественной школы обязателен для изучения.) Было явно указано, что данный раздел может быть введен в школу лишь в отдаленной перспективе. К глубокому своему изумлению обнаружил, что при окончательной редакции об этом «забыли».

Но уж совсем анекдотичен принципиально новый раздел с торжественным названием «Математическая теория информации и модели информатики». За отсутствием места не привожу полную цитату. Полагаю, однако, что идея изучать в школе темы «Вычислимые функции», «Сложность вычислений и сложность информационного объекта», «Несуществование алгоритмов, проблемы перебора» заинтригует учителей и родителей. Российское «Фундаментальное ядро» – самое фундаментальное ядро в мире!

На мой взгляд, эта история демонстрирует нарушение двух фундаментальных принципов управления: а) ясно, что вопреки поручениям высшего руководства страны об ускорении работ над «Стандартами» при таком состоянии подготовленных документов в 2009 году утверждать «Стандарты» нельзя; б) при подготовке ответственных текстов должен быть выверен каждый знак. В рассматриваемом же случае проявлены недопустимые легкомыслие и безответственность.

Почему это стало возможным?

Во-первых, явно проявился конфликт интересов: Минобрнауки выступает и заказчиком, и организатором, и контролером работы над «Стандартами». Во-вторых, принята абсолютно порочная система ежегодных конкурсов. В результате коллектив разработчиков постоянно меняется, работа ведется в крайнем цейтноте и рваном ритме. И, наконец, в-третьих, восторжествовала практика псевдодискуссий с заранее известным результатом.

И по стилистике, и по результатам деятельность Министерства образования и науки РФ пора охарактеризовать как «праздник непрофессионализма». Чиновничий беспредел и образование – вещи несовместные. Школа – дело серьезное, касающееся всех и каждого. Речь все-таки идет о судьбе наших детей и внуков. О будущем страны.

Актуален и вечный проклятый русский вопрос: «Где народные деньги?» Что мы обрели за весьма немалые средства, потраченные на так называемую модернизацию образования?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Попытка монетизировать защиту окружающей среды как признак агонии западного мира

Попытка монетизировать защиту окружающей среды как признак агонии западного мира

Дмитрий Гусев

Глава “Роснефти” на Веронском форуме рассказал, кому выгодна политика форсированного энергоперехода

0
587
Байкал готовится к натиску туристов

Байкал готовится к натиску туристов

Владимир Полканов

Развитие инфраструктуры и контроль над потоками отдыхающих позволят обезопасить экосистему озера

0
1015
Андрей Фомин: «С Максимом Никулиным мы не конкуренты»

Андрей Фомин: «С Максимом Никулиным мы не конкуренты»

Елизавета Авдошина

В Москве готовится к открытию «Театр на Цветном»

0
1074
В Москве пройдет финал премии детского и юношеского танца

В Москве пройдет финал премии детского и юношеского танца

НГ-Культура

0
1052

Другие новости