0
4236
Газета Политика Печатная версия

15.04.2025 20:07:00

Адвокаты предлагают не сажать детей по-быстрому

Криминализация несовершеннолетних через интернет требует иных правоохранительных подходов

Тэги: адвокаты, интернет, криминализация несовершеннолетних, кибермошенничество, молодежная преступность, экспертное мнение


адвокаты, интернет, криминализация несовершеннолетних, кибермошенничество, молодежная преступность, экспертное мнение Подрастающее поколение пытаются убедить в опасности неразборчивых интернет-связей. Кадр из видео с сайта www.aronovlaw.ru

Адвокатское сообщество обеспокоено криминализацией несовершеннолетних, которых вовлекают в незаконные действия через интернет. Участие в кибермошенничестве для многих становится первым шагом, за которым часто идут экстремистские или террористические преступления. Затем подростки оказываются в СИЗО и колониях, где только радикализируются. Адвокаты считают, что эта ситуация требует иных законодательных подходов к деятельности правоохранительной и судебной систем. Например, возможно, следует ввести обязательную психолого-психиатрическую экспертизу еще до решений об отправке «неокрепшего ума» под арест и на скамью подсудимых.

Ситуация с привлечением к незаконным действиям разного рода именно детей стремительно обостряется. Согласно статистике, за последние годы только количество киберпреступлений среди несовершеннолетних выросло в десятки раз.

Однако, как отмечают юристы, после втягивания подростков в деятельность, связанную, например, с интернет-мошенничеством и хищениями денег, у организаторов данных схем появляются дополнительные рычаги для давления. Исполнителями, скажем, теми же дропперами начинают манипулировать, принуждая участвовать в более серьезных криминальных деяниях, которые потом квалифицируются как экстремизм и даже терроризм.

При поддержке Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ недавно вышел видеоролик, направленный на предотвращение новой молодежной преступности. Там отражены реальные приемы манипуляторов и методы по распознаванию такого воздействия. Главная идея в том, что иногда кажущаяся обычной работа может быть преступлением. «Однако незнание закона не освобождает от уголовной ответственности», – напомнили в ФПА.

Ролик снят по инициативе управляющего партнера коллегии адвокатов «Аронов и партнеры» Александра Аронова, который защищает жертв кибермошенников. «Работа на дому, гибкий график и минимум усилий» – именно так выглядят объявления в интернете, завлекающие детей в незаконную деятельность. А в итоге их впутывают, к примеру, в обналичивание украденных с банковских карт денег», – подчеркнул он. В разговоре с «НГ» Аронов заметил, что организаторы подобных схем затем вовлекают несовершеннолетних и в более тяжкие преступления. По его словам, тут главное – найти точку входа через программный продукт, которому ребенок доверяет. А это несложно, ведь дети, исходя из текущих требований, пользуются, например, электронным дневником, порталом «Госуслуги» и т.д. Все начинается с общения, затем идет взлом аккуантов – и начинаются угрозы. Дескать, какие-то мошенники якобы получили доступ к банковским счетам родителей, средства с них, мол, переведут на финансирование террористических организаций.

Потом подключаются как бы «правоохранители», которые с помощью различных психологических приемов полностью завладевают детским сознанием. Тем не менее при предъявлении ребенку обвинения в участии в преступной деятельности его чаще всего помещают в СИЗО. И только месяца через три назначают психолого-психиатрическую экспертизу. По мнению Аронова, это в корне неверно. Требуется корректировка законодательства для того, чтобы такая экспертиза проводилась до заключения ребенка под стражу.

Адвокат Александр Караваев, работающий в проекте ФПА «Дети и закон. Грани допустимого», заявил «НГ» об «ошеломляющих данных» по детской криминализации. Согласно недавним заявлениям генпрокурора, при общем снижении числа преступлений их рост зафиксирован в 28 регионах. И в первую очередь за счет виртуального мошенничества, случаи которого составляют около 40% зарегистрированных преступлений. «Подростки зачастую не отдают отчета в собственных действиях. При этом они гораздо более продвинуты в сетевых технологиях», – заметил эксперт. Это усугубляется несовершенством как законодательной базы, так и системы профилактики преступлений. Скажем, к уголовной ответственности на равных основаниях может быть привлечен и курьер, и дроппер, то есть лица, непосредственно не участвовавшие в хищениях, но им способствовавшие. И для правоохранителей не так важно – волей или неволей. Между тем, подтвердил Караваев, киберпреступность в широком смысле – это не только хищения, «через интернет дети вовлекаются и в совершение преступлений радикальной, экстремистской деятельности».

Для принципиального искоренения основ киберпреступности, по мнению Караваева, необходимо повышение благосостояния населения, создание равных условий и социальных лифтов. Чтобы среднестатистическому молодому человеку было выгоднее пойти на нормальную работу, нежели в курьеры, номиналы или дропперы. Это подтверждают и цифры: экономический рост на стыке 1990-х и 2000-х способствовал декриминализации общества. Однако, уверен Караваев, нужна и комплексная реформа деятельности правоохранительных органов. Что же касается предложения о заключении подростка под стражу только после прохождения экспертизы, то он назвал это разумным. Но тогда должны соблюдаться три требования: объективность, то есть независимость эксперта, его высокая квалификация и оперативность. Обследование и экспертное заключение должны быть закончены в течение срока задержания в 48 часов – и это не должны быть отписки, которые защита потом уже не будет успевать оспорить.

По мнению Караваева, законодателю следует дифференцировать подход к избранию меры пресечения, чтобы заключение под стражу избиралось в отношении меньшинства несовершеннолетних. Он указал на зарубежный опыт: в США подросток, который совершил преступление и был задержан, должен быть доставлен в специальный суд, который выбирает для него ограничительные меры. Главная их задача – обеспечение исправления и воспитания правонарушителя, а не изоляция и наказание. Во Франции несовершеннолетними обвиняемыми занимаются специальные следственные судьи и прокуроры.

Как поведал «НГ» адвокат компании «Аронов и партнеры» Иван Александров, расследование и рассмотрение в судах уголовных дел дропперов, забираек и т.д. – удручающая картина. К ответственности привлекаются преимущественно рядовые исполнители, но чаще всего им вменяют хищение в составе организованной группы, а это тяжкое преступление. Судьи нередко назначают реальное лишение свободы. При этом обвиняемые, даже несмотря на юный возраст, в период следствия и рассмотрения дела в основном находятся под стражей. Александров настаивает, что в сложившейся ситуации требуется более тщательная работа правоприменителей, прежде всего судей, по оценке субъективной стороны преступления. «Надо стараться чаще применять наказания, не связанные с реальным лишением свободы, и заботиться о последующей ресоциализации осужденных. Ведь преимущественно это очень молодые люди, чья жизнь еще может сложиться нормально», – подчеркнул адвокат. 


Читайте также


Партия Миронова копирует повестку коммунистов

Партия Миронова копирует повестку коммунистов

Дарья Гармоненко

"Справедливой России – За правду" подобрали союзника для патриотического автопробега

0
1419
Конституционный суд России включил "режим бюрократа"

Конституционный суд России включил "режим бюрократа"

Екатерина Трифонова

Высшая инстанция отказалась разбираться с источниками и составными частями дохода заключенного

0
1485
КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
2348
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
2122

Другие новости