За доставку в суд подозреваемых и обвиняемых полиция будет отвечать по стандарту. Фото РИА Новости
МВД России устанавливает перечень норм по содержанию в конвойных помещениях судов тех, чья вина еще не доказана и как раз рассматривается. Обвиняемые постоянно жалуются на условия в пресловутых «конвойках», и власти готовы исправить ситуацию в бытовом и санитарно-гигиеническом плане. А также обещают уважение, например, религиозных потребностей и вежливое обращение. Эксперты «НГ» считают, что даже самые четкие стандарты решают проблему лишь частично. Никуда не исчезнет, допустим, нехватка площадей в самих судах, да и конвойных для транспортировки задержанных больше не станет.
В МВД подготовили подробные правила нахождения обвиняемых в конвойных помещениях судов. До недавнего времени таковые юридически не считались местами содержания под стражей. А следовательно, на них и не распространялись общие стандарты, в частности, по нормам питания или бытового обеспечения. Подсудимые часто жаловались на буквально «пыточные условия» хотя бы потому, что многие судебные здания старой постройки объективно не могли обеспечить выполнения нормативов, к примеру, по освещению, вентиляции, местам для отдыха и приема пищи. При этом требования безопасности к конвоированию и охране задержанных граждан, конечно, были у сотрудников МВД в приоритете.
Однако в середине прошлого года (см. «НГ» от 11.07.24) одна из подобных жалоб дошла до Конституционного суда (КС) РФ: обвиняемый возмутился тем, что ожидал справедливого правосудия без воды, еды, жизненного пространства и санитарных удобств. В итоге КС признал не соответствующим Конституции то положение, что правил для «конвоек» фактически нет, и поручил законодателю системно отрегулировать данную проблему.
Как выяснила «НГ», ведомственный проект гарантирует «достойные условия» содержания: например, в перерывах судебных заседаний гражданам будет предоставляться «бесплатное питание и горячая вода для заваривания сухого пайка, приготовления чая или кофе». Определен порядок обыска и досмотра, а также оказания медпомощи. А еще этим документом допускается отправление религиозных обрядов в «конвойке». В этом новом регламенте, который вступит в силу с августа 2026-го, в перечне того, на что имеют право подозреваемые и обвиняемые, есть и такой пункт: «Вежливое обращение со стороны сотрудников полиции».
Как напомнила «НГ» управляющий партнер Легес Бюро, член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова, проект МВД основан на позиции КС РФ, который указал: отсутствие нормативного регулирования не позволяет соблюдать права подсудимых. А согласно Конституции, те «имеют право на человеческое обращение и должны находиться в условиях, исключающих жестокость и унижение». КС прямо предписал решить вопросы с нормой площади на человека, материально-техническим и санитарно-гигиеническим оснащением, бесплатным питанием, медико-санитарным обслуживанием и охраной. «Это существенно улучшает права подозреваемых и обвиняемых, особенно в ситуациях длительного ожидания судебного заседания», – полагает она.
Правда, как пояснил «НГ» партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант, в обсуждаемом проекте речь не идет об унификации условий содержания лиц, содержащихся под стражей, как в местах их постоянного пребывания (СИЗО, ИВС), так и в конвойных помещениях судов. Тамошние условия зачастую не отвечают даже минимальным стандартам, установленным для СИЗО или ИВС, однако в проекте и не устанавливается никаких норм, потому что все решения о них делегируются судебным органам. В остальном же документ воспроизводит стандартный набор правил временного распорядка мест принудительного содержания. «Если эти нормы будут соблюдаться на практике, то можно будет констатировать, что хотя бы в этой части условия нахождения в суде будут не хуже других», – подчеркнул Клювгант. Но напомнил, что для этого нужны хотя бы минимально приемлемые характеристики самих судебных помещений. В противном же случае сотрудники полиции, на которых возложены конвоирование и охрана лиц в этих помещениях, всегда могут сослаться на «объективные» причины, находящиеся вне их контроля, из-за которых невозможно обеспечить соблюдение прав арестованных или задержанных.
Управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев подтвердил «НГ»: «Комнаты временного пребывания» в судах часто выглядят как некая кладовка, условия там зависят не от закона, а от фантазии местного хозяйственного отдела. Проект МВД впервые выстраивает единый стандарт. Что можно, а что нельзя, сколько метров положено на одного человека, как обеспечивать гигиену, питание, передачу вещей и одновременно режим безопасности. Короче говоря, все то, чего раньше внятно нигде не описывалось». По его словам, документ преследует две цели.
Во-первых, наконец перестать закрывать глаза на то, что в судах фактически существуют «мини-ИВС», но без статуса и правил. Во-вторых, синхронизировать права задержанных, пребывающих в суде, с логикой базового закона №103-ФЗ о содержании подозреваемых и обвиняемых. Чтобы не было такого, когда в СИЗО человек имеет право на большее, хотя и там, и там он находится под охраной государства. «Плюсом выглядят четкие требования к площади, санитарным нормам, процедурам выдачи еды и оказания медпомощи. Хорошо, что указано на возможность пользоваться информационными материалами, религиозными предметами, получать вещи первой необходимости. Правильно, что четко описаны обязанности полиции и порядок контроля. Для адвокатов важный момент – это доступ к клиентам, который менее произволен – есть ссылка на законные основания и обязанности сотрудников. А не так, как обычно – мол, «как получится», – подчеркнул Гавришев.
Но Гавришев перечислил и ряд спорных моментов. Например, проект допускает весьма широкие формулировки по поводу изоляции помещений временного пребывания, что намекает на закрытую систему, которую практически невозможно проверить на реальное соблюдение прав человека. Не до конца решен вопрос о связи с адвокатом и возможности готовиться к защите: формально доступ к доверителям есть, но фактически он будет зависеть от воли сотрудника, который «оценивает безопасность». Также документ мало говорит о времени содержания в «конвойках», но именно чрезмерные часы на ожидания и перевозки – сегодня одна из главных проблем, пояснил «НГ» Гавришев.
Так что проект не меняет ситуацию в корне, он больше направлен на наведение бюрократического порядка и создание единого стандарта, которого ранее не было. А реальные проблемы – нехватка помещений в тех же судах, перегруженность конвойной службы МВД и условия транспортировки подсудимых – пока остаются без ясных ответов. «Однако для людей, которые ежедневно проходят через суды в статусе подозреваемых и обвиняемых, такие правила – это очевидный шаг вперед. И теперь хотя бы можно требовать соблюдения конкретных норм, а не спорить с пустотой», – подытожил Гавришев.

