0
1561
Газета Печатное дело Интернет-версия

20.01.2010 00:00:00

Вера в оккупации

Тэги: ковалев, война, оккупация


ковалев, война, оккупация

Ковалев Б.Н. Коллаборационизм в России в 1941–1945 гг.: Типы и формы. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2009. – 372 с.

Основательные книги новгородского историка Б.Н.Ковалева славятся у книгоманов тем, что их практически невозможно купить – их сразу же расхватывают, как было с его последней книгой «Нацистская оккупация и коллаборационизм в России. 1941–1944» (2004 год). Новая книга Бориса Николаевича, показывающая весь спектр коллаборационизма в годы войны, еще более недоступна, так как не поступала в открытую продажу – будучи издана при финансовой поддержке Германского исторического института в Москве, она рассылается по культурным организациям и издательствам.

Духовному (религиозному) коллаборационизму в книге посвящена одна из девяти глав, содержание которой излагать тут уже нет необходимости – сам Борис Николаевич сделал это в специально присланной в наше издание статье («НГР» от 09.12.09). Ограничимся поэтому кратким пересказом.

Подробно рассмотрена деятельность митрополита Сергия (Воскресенского) и начатой им в июле 1941 года «псковской миссии», деятельность самих «миссионеров» в качестве агентов по привлечению симпатий населения к оккупантам и информированию полиции о симпатизирующих партизанам, помощь нацистам со стороны игумена и братии Псково-Печерского монастыря (до 1940 года находившегося на территории Эстонии), а также об участии прибалтийского экзарха в деятельности коллаборационистской и откровенно уже власовской прессы.

Далее от рассмотрения деятельности «миссии» на северо-западе России (Псковская, Ленинградская, Новгородская и Калининская области) автор переходит к рассмотрению церковного коллаборационизма в соседнем регионе – Смоленской области. Здесь уже церковных коллаборационистов подбирал на службу непосредственно бургомистр под бдительной опекой немецкого военного коменданта, а помимо дежурных проповедей на тему благословения «новой власти» священников привлекали к работе в оккупационной прессе, к подготовке листовок к партизанам с призывом сдаваться в плен (некоторые из них подписал поставленный немцами смоленский епископ Стефан) и к «обработке» для последующей вербовки военнопленных в лагерях. С 1943 года после приближения фронта деятельность священников в Смоленском округе напрямую контролировалась отделом пропаганды вермахта.

Автор исследовал тему церковного коллаборационизма еще в одном крупном регионе, подвергшемся в 1941–1943 годах оккупации, – Орловской области. Здесь также немцы открывали церкви, а назначаемые в них священники должны были во время служб благословлять оккупантов: «Возблагодарим Господа Бога за его великие благодеяния и правителя Западной Европы Адольфа Гитлера, который ведет войска, чтобы освободить нашу страну во имя Бога».

Выделяет Борис Николаевич и использование нацистами церковных кругов и прессы для пропаганды в советском обществе антисемитизма. Помимо церковных проповедей поддержать борьбу с «жидо-большевизмом», некоторые из церковных коллаборационистов принимали участие в радиопередачах (протоиерей Смоленского собора Шиловский) и написании для коллаборационистской прессы погромных статей (главный редактор орловской газеты «Речь» Михаил Октан). В школах в оккупации наряду с изучением Библии вводились в обязательном порядке изучение антисемитской литературы, например, «Сионских протоколов» и написанной русским фашистом Меллер-Закомельским (псевдоним – Мельский) книги «У истоков великой ненависти»).

Проанализирована и экономическая подоплека церковного коллаборационизма – она вопреки расхожим мифам о бескорыстной помощи германских властей целиком ложилась на плечи и без того ограбленного в пользу Третьего рейха населения оккупированных областей. Уже в сентябре 1941 года в областях, где действовала «псковская миссия», вышло постановление оккупационных властей о том, что все затраты на содержание культовых зданий перекладывались на местных жителей. Одним словом, популяризировавшаяся у нас в 90-е годы красивая картина о «церковном возрождении на оккупированной территории» довольно далека от реальности.

Указав все случаи церковного коллаборационизма, Ковалев указывает и на не менее важный факт – большая часть священников, оказавшихся под оккупацией, отказалась от сотрудничества с нацистами, многие из них помогали партизанам. Предательство стало уделом немногих клириков РПЦ, решивших свести счеты с советской властью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1640
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1110
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1358
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
857

Другие новости