0
538
Газета Тенденции Печатная версия

02.09.2025 18:04:00

Четыре благородные цели для коммунистов Тибета

Как визит Си Цзиньпина в Лхасу выглядит в геополитическом и идеологическом контекстах

Тэги: китай, си цзиньпин, лхаса, тибетский автономный округ, буддизм, коммунизм, общество, далайлама


китай, си цзиньпин, лхаса, тибетский автономный округ, буддизм, коммунизм, общество, далай-лама Посвященная 60-летию образования автономного района церемония прошла на фоне бывшего дворца далай-лам. Фото Xinhua

Председатель КНР и генеральный секретарь Компартии Китая Си Цзиньпин 20 и 21 августа посетил Лхасу, административный центр Сицзанского автономного района (САР). Так в стране официально называют часть исторического Тибета. Это второй визит китайского лидера в регион. Первое посещение Тибета нынешним китайским руководителем состоялось в 2021 году (подробнее см. в «НГР» от 04.08.21). На этот раз он был приурочен к 60-летию создания САР.

Пересказывая речь Си, государственное агентство «Синьхуа» пишет о том, что высший партийный руководитель указал местным коммунистам «непрерывно и углубленно налаживать работу по четырем важным аспектам: обеспечение стабильности, содействие развитию, защита окружающей среды и укрепление границ». Первое, что бросается в глаза, это символическая перекличка числа стратегических политических задач с основой буддийского вероучения, которую составляют четыре благородные истины, сформулированные Буддой Шакьямуни. Основоположник религии, которую исповедуют коренные жители Тибета, советовал последователям хорошенько осознать, что страдания правят миром, что причины страдания кроются в желаниях человека, что избавиться от страданий можно через отказ от желаний и достижение нирваны, что путь к нирване существует и он указан Буддой. 

Правила современных тибетских коммунистов, как можно заметить, подразумевают действенное преобразование конкретного региона – вслед за остальным Китаем. Си поставил цель «построения нового современного социалистического Сицзана».

Председатель КНР также подчеркивал многонациональный характер населения автономного района. Это нашло отражение в концертной программе, которой сопровождалась торжественная церемония. Как известно, больным вопросом для Пекина остается тибетская оппозиция во главе с духовным лидером далай-ламой XIV Тензином Гьяцо. Китайские власти обвиняют далай-ламу и его единомышленников в сепаратизме, а тибетские оппозиционеры подозревают Компартию в усилиях китаизировать самобытный регион.

16-10-01480.jpg
Председателя Си приветствовали
традиционным буддийским шарфом хадак. 
Фото Xinhua
Действительно, согласно официозу, Си Цзиньпин рекомендовал местному руководству «направлять кадровых работников и людей всех национальностей укреплять чувство идентичности с великой Родиной, китайской нацией, китайской культурой, Коммунистической партией Китая и социализмом с китайской спецификой». «Важно активно работать над превращением Сицзана в пример для подражания национальной сплоченности и прогресса, продвигать и популяризировать общегосударственный язык и письменность, стимулировать межэтнические контакты, обмены и интеграцию, придавать импульс взаимным экономическим, культурным и кадровым обменам между Сицзаном и другими внутренними районами страны», – говорится в сообщении «Синьхуа». «Важно привести тибетский буддизм в соответствие с социалистическим обществом, следуя требованиям систематического продвижения китаизации религии и укрепления верховенства закона в религиозном управлении в Китае», – пересказывает агентство содержание речи председателя КНР.

Спустя 10 дней после этого визита в Китае прошло заседание Совета глав стран – членов Шанхайской организации сотрудничества. Одним из ярких событий саммита стало сближение Пекина и Дели, происходящее, как считается, вследствие тарифного давления на Индию со стороны администрации президента США Дональда Трампа. Си Цзиньпин и премьер-министр Индии Нарендра Моди провели переговоры, что стало прецедентом для руководства обоих государств за долгий период. Многие отмечали демонстративный характер этого общения на высшем уровне, и в народ ушел придуманный Си образ братания индийского слона и китайского дракона.

Но не встанет ли на пути этой зооморфной дружбы снежный лев – мифологический тотем Тибета? Ведь никуда не делись противоречия Пекина и Дели по поводу тибетского вопроса. Принадлежность горной страны Китаю Дели до сих пор считает силовым захватом. Центр тибетской эмиграции находится по-прежнему в индийском городе Дхарамсала. Здесь же проживает духовный лидер тибетцев далай-лама XIV.

Совсем недавно, в июле, когда Тензин Гьяцо праздновал 90-летие, между китайскими и индийскими дипломатами происходила острая перепалка. Официальные лица из Дели и представители властей штата Химачал-Прадеш, где находится Дхарамсала, приняли участие в церемониях и празднованиях. Тогда же бурно обсуждался вопрос преемственности далай-лам, который может стать актуальным в любой момент, и тут мнения Пекина и Дели тоже разошлись.

16-10-03480.jpg
Концерт был призван отобразить этническое
многообразие в китайском Сицзане,
известном остальному миру как Тибет. 
Фото Xinhua
Официальный представитель МИД КНР Мао Нин накануне торжеств предостерегала политиков в Дели: «Индия должна быть осторожна в своих словах и действиях, должна прекратить вмешиваться во внутренние дела Китая, связанные с Тибетом, и не оказывать негативного влияния на улучшение и развитие китайско-индийских отношений, – заявляла дипломат. – Китайское правительство проводит политику свободы вероисповедания и издало положения о религиозных делах и управлении реинкарнацией живых будд в тибетском буддизме, защищающие этот способ преемственности в соответствии с законом. Реинкарнация далай-ламы должна проводиться в соответствии с принципом внутреннего поиска, отбора золотой урны и одобрения центральным правительством, а также в соответствии с религиозными ритуалами, историческими обычаями и национальными законами и правилами». Упомянутое правило «золотой урны» отсылает к давней традиции китайских императоров принимать решение о поиске «правильного», с точки зрения Пекина, перерождения ботхисаттвы.

Официальный представитель МИД Индии Шри Рандхир Джайсвал в ответ утверждал, что правительство его страны «не занимает никакой позиции и не высказывается по вопросам, касающимся убеждений и религиозной практики». Министр по делам национальных меньшинств Кирен Риджиджу, в свою очередь, заявил: «Решение о реинкарнации должно приниматься в соответствии с установленными правилами и желанием нынешнего далай-ламы. Никто другой не имеет права решать, кто станет следующим далай-ламой».

Буддизм мешает дружбе слона и дракона не только на Тибетском нагорье. Между Китаем и Индией существуют пограничные споры в регионе Ладакх. Эта высокогорная местность тоже населена в основном буддистами, и на востоке она граничит с Тибетом, который находится под контролем Китая. Ладкхцы и тибетцы – родственные народы.

Последние по времени столкновения между военнослужащими (невооруженными) обеих стран относятся к 2020 году. Правда, спустя четыре года стороны пришли к временному соглашению, позволяющему сохранять хрупкое спокойствие.

Но что-то должно дать трещину: или идиллия между слоном и драконом окажется краткосрочной, или снежному льву придется покинуть насиженное индийское логово. 


Читайте также


«Цифровой запас» положен не всем губернаторам

«Цифровой запас» положен не всем губернаторам

Иван Родин

Дистанционное электронное голосование остается админресурсом федерального значения

0
420
Остановить депопуляцию России можно уже в ближайшие годы

Остановить депопуляцию России можно уже в ближайшие годы

Михаил Сергеев

Страна переживает переломный момент, когда увеличить показатели рождаемости реально

0
776
Китай перекладывает тарифный ущерб на Соединенные Штаты

Китай перекладывает тарифный ущерб на Соединенные Штаты

Ольга Соловьева

Повышенные импортные пошлины провоцируют волну инфляции в США

0
633
Российский газ пойдет в Китай через Монголию

Российский газ пойдет в Китай через Монголию

Владимир Скосырев

Ускорить решение о строительстве «Силы Сибири – 2» КНР побудило нападение Израиля и США на Иран

0
536

Другие новости