-Геннадий Матвеевич, в Берлине на железнодорожном вокзале еще с послевоенных времен висит табличка: "Поезда на Кенигсберг временно отменены". Будет ли возобновлено железнодорожное движение поездов из Калининграда в Берлин?
- Для этого надо, чтобы Евросоюз повернулся лицом к России. Я хоть сегодня готов сесть за стол переговоров с коллегами из Польши и Германии и решить вопрос с поставкой железнодорожного состава по маршруту Калининград-Берлин-Калининград. Но для начала надо решить этот вопрос политически. Но тем не менее с губернатором Владимиром Егоровым мы подписали 17 сентября соглашение между Министерством путей сообщения и администрации региона о сотрудничестве по практической реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития Калининградской области 2010 года, где в плане совместных действий развития объектов железнодорожного транспорта определили в пункте # 9 восстановить железнодорожное сообщение Калининград-Берлин. Мы рассчитываем, что в марте будущего года нам удастся подписать соглашение с польскими и немецкими железными дорогами, а в апреле выделить Калининградской железной дороге необходимое количество пассажирских вагонов.
- Каковы перспективы развития железнодорожного сообщения Калининградского региона?
- Мы намереваемся уже в конце этого года начать на границе Калининградской области с Литвой строительство пограничной железнодорожной станции "Чернышевское". После того как начнет работать в Калининграде паромная переправа Балтийск-Санкт-Петербург, мы в течение 2003 года разработаем проект по строительству внешних железнодорожных подходов к Балтийску, к полуострову Восточный с учетом паромного комплекса. Планируем, что строительство этих подходов начнется в 2004 году. А в период с 2006 по 2010 год запланирована конструкция железной дороги Калининград-Балтийск. Также с губернатором Егоровым мы договорились - и закрепили это в соглашении - осуществлять развитие портовой инфраструктуры Калининградской области для приема и переработки грузов, следующих из Белоруссии. С этой целью решено предоставить начальнику Калининградской железной дороги устанавливать скидки к тарифу в пределах вашего региона на грузы, следующие из Белоруссии. Я одобрил создание в Калининграде железной дороги право пригородной компании. Сегодня такие пригородные железнодорожные компании действуют в 17 регионах России.
- Что удалось сделать в решении проблем области за год вашего руководства МПС?
- Введена новая тарифная политика. По сравнению с общероссийскими железнодорожные тарифы на провоз грузов, следующих через Калининградскую область, значительно снижены. А это позволяет нам в этом году быть конкурентоспособными на рынке нашей страны и стран Прибалтики. За 8 месяцев текущего года экспорт через Калининградскую область возрос на 224%. Импорт достиг уровня 220%, а транзит возрос на 113%. Нигде в России подобных результатов нет. Новая тарифная политика коснулась портов Новороссийска, Санкт-Петербурга, Мурманска. Но рост там составил не более 40%. Кроме того, льготные тарифы распространяются не только на грузы, уходящие из России через Калининградскую область, но и те, что следуют из государств СНГ. Страны бывшего Союза, направляющие грузопотоки через янтарный край, получают большие скидки. Соответственно калининградское направление становится более привлекательным. Теперь важно решить вопрос, как без задержек переработать увеличивающийся грузопоток. Для этого необходимо создать дополнительный порт в Балтийске, нужны новые подходы к пока закрытому для свободного посещения городу. Поскольку в нем находится военно-морская база Балтийского флота.
- В марте этого года премьер-министр страны Михаил Касьянов во время своего визита в Калининград заверил калининградцев, что каждый будет иметь право на компенсацию в связи с тем, что билеты из Москвы стоят, скажем, до Ростова в полтора раза дороже, чем до Калининграда, хотя расстояние практически одно и то же. Пока нововведения коснулись лишь льготной категории калининградцев...
- Пустых обещаний я давать не стану. Признаю, что на сегодняшний день в нашем государстве существует 174 категории льготников. А вот механизм погашения затрат для структур, оказывающих услугу, пока не предусмотрен. По крайней мере это касается Министерства путей сообщения России. В этом году Министерство путей сообщения понесло убыт- ки в размере 30 миллиардов рублей от провоза льготных категорий. Прибавьте сюда почти миллион калининградцев, и сумма окажется еще более значительной. К сожалению, вопросы выплаты калининградцам компенсаций за проезд в Москву и обратно пока не в моей компетенции. Но я союзник вашего губернатора и хочу решить этот вопрос. Слово за правительством.
Калининград