0
1229
Газета Регионы России Интернет-версия

01.11.2004 00:00:00

Как немцы до Анадыря дошли

Тэги: чукотка, тундра


чукотка, тундра Владимир Эберт не согласен считать свой любимый край глухоманью.
Фото Владимира Сертуна

Владимир Эберт считает себя человеком везучим и счастливым. Двадцать три года он живет и работает на базе «Серная» оленеводческого хозяйства «Усть-Белая», расположенной на слиянии двух крупных рек Серная и Энмываам. Первая получила свое название потому, что якобы на ее берегах геологи нашли серу. Название второй с чукотского переводится как «скалистая Река».

Перевалочную базу «Серная» Владимир Эберт, нынешний ее начальник, строил сам с пятью помощниками. Из пяти деревянных зданий три отведены под гостиницы. В одном здании размещается склад. Еще в одном доме живут Владимир Иванович с женой и тещей. Вокруг базы растут столетние чезении толщиной в полтора метра. И это все рядом с Полярным кругом, почти в самом центре континентальной Чукотки.

Поволжский немец Владимир Эберт родился в 1953 году в селе Герасимовка Восточно-Казахстанской области. С 12 лет пас коров и лошадей, окончил ПТУ, работал слесарем на току, шофером, трактористом. Одна из его сестер с мужем уехала на Чукотку работать на прииске «Отрожный». А через год приехала в Герасимовку и неустанно расхваливала Север, Чукотку, людей, природу, хорошие заработки золотодобытчиков. Так Владимир заочно влюбился в Север.

Позже он перебрался в село Марково Анадырского района. Работал на вездеходе. Встретив молодую девушку Лилию Балаганчик, полюбил ее. В 1975 году они поженились, а в 1981 году уехали на базу «Серная». Тогда старое здание базы стала подмывать река. Пришлось ее переносить на новое место.

Зимой на базу приезжают отдохнуть оленеводы. Главное их развлечение – просмотр видеокассет. В день по три–пять фильмов крутят, пока в голове все не перемешается. Потом просят все повторить, чтобы разобраться в увиденном. Ежедневно – это уже работа Лилии Юрьевны – на базе осуществляется связь по рации с центральной усадьбой. Радиостанция «Ангара» позволяет выходить на связь даже с оленеводческими бригадами и геологическими экспедициями, которые работают в Устьбельской тундре. За два десятка лет жизни на базе Владимир Эберт многое повидал. Какие только экспедиции не сплавлялись по реке Энмываам. И все непременно останавливались здесь отдохнуть.

– Тут японская делегация проезжала на лодках с озера Эльгыгытгын, – рассказывает Владимир. – Одному японцу так понравился наш колодец, что он стал доставать воду одно ведро за другим. Заполнил водой все емкости, потом просит, мол, можно я буду просто доставать воду и выливать на землю? Валяй, говорю, не жалко. Спрашиваю переводчика, что его так удивило? Оказывается, техническое решение подъема воды. Крутишь, крутишь и не устаешь...

Владимир стал заядлым рыбаком и охотником. В окрестностях водятся лоси, рыси, волки, много медведей, есть черные белки, лисы. Неподалеку проходит маршрут диких оленей. На зиму Эберт берет лицензию на их отстрел. А летом начинается пора заготовки ягод и грибов. Родит в здешних лесах и красная смородина, и ежевика, и княженика. А тундра всегда щедро одаривает и голубикой, и брусникой, и морошкой.

Иногда его спрашивают, не скучно ли жить в глухомани. Он с усмешкой отвечает, что это в городах глухомань. Поди после десяти вечера на улицу выйти боитесь, а тут – простор, воля и красота. По утрам тундра пахнет багульником, а в лесной чащобе застоялый запах грибов и смородины.

– У меня козел жил на базе, – рассказывает Владимир Эберт.– Настырный такой, хитрющий. Научили его папиросы жевать. Ходит за курящими мужиками, выпрашивает. Кто не дает, подкараулит и как рогами саданет пониже спины. Вот так и мне после нескольких недель жизни в городе хочется садануть цивильную жизнь и уехать. Послушаешь радио – то взрыв, то захват заложников. Нынче со зверьми спокойнее жить, чем с некоторыми людьми. Был я недавно в Анадыре, зубы лечил, устал от городской жизни за месяц. А тут душа от красоты поет.

Анадырь


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
1087
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1305
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
1028
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1224

Другие новости