0
827
Газета Регионы России Интернет-версия

18.04.2005 00:00:00

Москва откупается от Грозного

Андрей Рискин
Капитан 2 ранга запаса

Об авторе: Андрей Борисович Рискин - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: чечня, финансирование


Договор о разграничении полномочий между федеральным Центром и Чечней может быть подписан до середины июня. Об этом на днях заявил президент Чечни Алу Алханов. О том, что документ практически готов к подписанию, накануне заявил и советник президента по проблемам Северного Кавказа Асламбек Аслаханов. При этом Аслаханов заявил, что из ранее широко освещенного в прессе документа исключены разве что «моменты, которые противоречили Конституции РФ». Получается, что огромные экономические преференции, на которых настаивало руководство Чечни, остались. Сгладили только некоторые «политические аспекты».

Косвенно это подтвердил и Алу Алханов, заявивший, что Чечня «возлагает на договор большие надежды, и эти надежды прежде всего связаны с экономической составляющей». После чего президент Чечни конкретизировал проблему. Во-первых, «нет справедливого дохода от реализуемой нефти». Во-вторых, на территории республики необходимо построить нефтеперерабатывающий завод мощностью 1–2 млн. тонн нефти. Об остальных аспектах предполагаемого соглашения глава Чечни предпочел не распространяться. Надо полагать, по остальным моментам договоренность имеется. А что касается нефти, то, возможно, речь идет о конфликте руководства Чечни с госкомпанией «Роснефть», которая, похоже, не хочет работать «за бесплатно». «К великому сожалению, – заявил Алханов, – они не так складываются, как хотелось бы. Нет справедливого дохода от реализуемой нефти».

Судя по всему, Чечня своего добьется. В конечном итоге для руководства республики главное не «политические моменты» (от России все равно никуда не деться), а то, чтобы финансовыми потоками распоряжался именно Грозный. Точнее, та группировка, что стоит у власти в республике. Беда в том, что надежды федерального Центра прикормить эту верхушку, чтобы приручить Чечню, основываются на полном незнании Кремлем менталитета чеченцев и особенностей организации чеченского общества. Во всем виновата пресловутая вертикаль. Делается ставка на сильного лидера, который якобы должен управлять республикой. Но это в мононациональных губерниях, где есть губернатор, которым «рулит» Кремль и который имеет собственную пирамиду власти. Это удобно, это просто. Но в Чечне нет и не может быть единоначальника. Здесь существуют полтора десятка группировок, связанных тейповыми, то есть родственными, связями и территориальной «аурой». Невозможно «прикормить» одну группировку, не вызвав недовольства других.

Когда президентом республики был Ахмад Кадыров, который возглавлял мощную группировку, при этом имел ряд союзных тейпов благодаря тому, что был муфтием, в Чечне более-менее было ясно, кто здесь хозяин. Когда Ахмад-Хаджи погиб, федеральный Центр сделал ставку на менее известного, но более лояльного генерала милиции Алу Алханова. Ради этой ставки был «зачищен» с избирательного поля известный бизнесмен Малик Сайдулаев. Алханов победил. В Москве полагали, что если «протолкнули» на пост президента Алханова, то он и будет командовать всей Чечней. Будет, но только в пределах своей группировки, потому что больше ему в Чечне не на кого опереться. Беда в том, что у Алханова никогда не было своей группировки. Чего не скажешь о первом вице-премьере республики Рамзане Кадырове. В итоге оказался в республике всего лишь «вторым номером», бледной тенью представителя влиятельного клана Кадыровых Рамзана. К которому, похоже, Алу Алханов в итоге вынужден примкнуть.

О влиянии Рамзана Кадырова говорит хотя бы тот факт, что в составе российской делегации, которая сопровождала Владимира Путина во время его визита в Ганновер, должен был быть и Рамзан Кадыров. По словам президента Чечни, Кадыров планировал «привезти в Германию пакет предложений по инвестированию различных отраслей экономики Чечни». Только в последний момент, когда подняли шум немецкие правозащитники, потребовав ареста Рамзана, Кадыров был вынужден отказаться от поездки. Но впечатление, что Рамзан приставлен к Алханову, осталось. Хотя, казалось, поначалу планировалось наоборот.

А ведь на осень, судя по всему, будут назначены выборы в парламент Чечни. И здесь в борьбе за власть переплетутся интересы группировок Кадырова, братьев Ямадаевых, «политического крыла» кадыровцев во главе с Таусом Джабраиловым, мощного финансово-экономического клана Исаевых и других групп, поделивших реальный контроль за основными источниками доходов в республике. Нетрудно предположить, что борьба будет жестокой, а ситуация все менее стабильной.

Конечно, договор между федеральным Центром и Чечней рано или поздно будет подписан. Причем какие бы экономические преференции ни получила республика, ее аппетит даже миллионными подачками не утолить. Наглядный пример этого, кстати, привел на недавней пресс-конференции Асламбек Аслаханов. Он решил вопрос о финансировании строительства в Чечне современного цементного завода стоимостью в 28 млн. руб. Но руководство Чечни проект «задробило» и настояло на реконструкции старого завода. В итоге в этот проект вложили уже 400 млн. руб. бюджетных средств.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
1221
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
983
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
1565
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
1273

Другие новости