0
2121
Газета Регионы России Интернет-версия

10.10.2012 00:00:00

Четыре килотонны рванули под Оренбургом

Тэги: оренбург, взрыв, боеприпасы, минобороны


Вчера, 9 октября, утром на железнодорожной станции Донгуз в 30 км от Оренбурга произошел взрыв боеприпасов, предназначенных для утилизации. За этим последовали панические сообщения, путаные доклады, активная деятельность различных государственных и местных инстанций по ликвидации последствий и, наконец, успокаивающие заявления об отсутствии угрозы какого-либо заражения. В отличие от предыдущих взрывов на арсеналах обошлось без массовых разрушений и жертв.

Начальник пресс-службы Минобороны РФ Игорь Конашенков сообщил: «В 10.45 на станции выгрузки боеприпасов полигона «Донгуз» Оренбургской области произошел самопроизвольный взрыв на площадке хранения боеприпасов, подлежащих утилизации. Личный состав был оперативно удален на безопасное расстояние.

При проверке личного состава установлено, что все военнослужащие в наличии, пострадавших среди них нет».

По словам представителя Минобороны РФ, железнодорожных вагонов с боеприпасами на станции разгрузки не было. После взрывов произошло возгорание сухой растительности, которую тут же начали тушить пожарные расчеты. «Проведенный в ходе объезда близлежащих к месту происшествия населенных пунктов мониторинг не выявил повреждения жилых зданий и других построек, в том числе и остекления», – сказал Игорь Конашенков.

Местные власти отреагировали на новость о взрыве активными мероприятиями. Еще не забыты уроки Крымска. В Управлении по информационной работе и общественным связям администрации Оренбурга сообщили, что к приему пострадавших готовы городские больницы № 1 и 4, больница имени Пирогова. Необходимый запас медикаментов имеется, коечный фонд достаточный. В район взрыва направили 14 машин «скорой помощи». Начали готовить жилой фонд для приема эвакуированных.

Для эвакуации граждан выделили 10 автобусов. Впрочем, хватило бы и одного. В поселках Первомайский и Экспериментальный, насчитывающих около 10 тыс. жителей, покинуть свои дома согласились 9 детей и 10 взрослых. Остальные отказались, так как гораздо больше опасаются мародеров, чем повторных взрывов.

Территория вокруг места взрыва закрыта и оцеплена. Из соседних воинских частей для мониторинга обстановки была направлена бронированная техника. В отличие от представителя Минобороны, который не заметил даже «повреждения остекления», помощник губернатора Оренбургской области Игорь Дмитрачков заявил: «Повреждены три дома, во многих домах выбиты стекла». В том числе в семи социально значимых объектах – детсадах, школах и больнице. Но пострадавших, по его словам, нет.

Для ликвидации последствий по указанию министра обороны РФ Анатолия Сердюкова в ситуационном центре Вооруженных сил РФ в Москве организована работа оперативной группы во главе с заместителем начальника Генштаба генерал-полковником Александром Постниковым. Непосредственно в район происшествия перебрасываются четыре вертолета, оснащенных системой тушения огня, около 300 военнослужащих и несколько единиц специальной инженерной техники.

Свою опергруппу направило МЧС под руководством и.о. начальника ГУ МЧС России по Оренбургской области и вице-губернатора области. Кстати, представители МЧС опровергли сообщение Минобороны об отсутствии железнодорожных вагонов. По их словам, взрывы как раз и произошли в трех железнодорожных вагонах.

По данным Главного военного следственного управления СК, взорвалось 4 тыс. тонн снарядов. Из них 1,379 тыс. тонн – 100-мм снарядов, 400 тонн – авиационных бомб, 2,3 тыс. тонн – 280-мм реактивных снарядов системы «Ураган». По информации ведомства, взрыв произошел на складе в ходе погрузочно-разгрузочных работ, связанных с подготовкой снарядов к утилизации.

Следственные органы уже открыли уголовное дело по статье «Нарушение правил обращения с оружием». На полигоне в Донгузе это уже четвертое ЧП в нынешнем году. За две недели до этого двое срочников пострадали при утилизации, то есть подрыве боеприпасов. Печально, что подобные ЧП стали уже систематическими. И будут продолжаться до тех пор, пока не будут искоренены их причины. Они давно известны.

Первая. Разгрузочно-погрузочными работами со списанными боеприпасами и другими особо опасными предметами, их обслуживанием и уничтожением должны заниматься специально подготовленные люди, имеющие соответствующую квалификацию, а не вчерашние школьники и студенты. Легкий инструктаж по безопасности и роспись в журнале не спасают от нарушений этой самой безопасности. Военнослужащие срочной службы не должны иметь дела с просроченными боеприпасами, которые могут сдетонировать или самовоспламениться в любой момент.

Вторая. Раньше на арсеналах служили специалисты, профессионалы в данной сфере. Сейчас зачастую это офицеры, в ходе реформы вынужденные из расформированных частей пойти дослуживать до пенсии не по своей воинской специальности.

Третья. Ликвидация в ходе военной реформы института прапорщиков буквально вымела из штатов арсеналов опытнейших специалистов среднего звена с большим стажем работы. На их место пришли контрактники и гражданские служащие без опыта и знаний.

Четвертая. Ликвидация в ходе реформы Управления службы войск и безопасности военной службы, которое контролировало безопасность арсеналов, привела к многочисленным ЧП. Сейчас эта служба воссоздается, но пока существует чисто номинально. Никаких сообщений о деятельности этого управления нет.

Пятая. Методы безопасной утилизации промышленными методами почти не применяются. Еще в минувшем феврале заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков сообщил, что разрешено в Центральном военном округе проводить утилизацию бесподрывным методом путем выжигания взрывчатых веществ. Но разрешено, не значит – сделано.

И главная. Минобороны категорически не желает передать утилизацию боеприпасов оборонной промышленности, где подобных ЧП не случалось никогда. Не первый год речь идет о пущенных на ветер тысячах тонн цветных металлов и высококачественной стали, взрывчатки и пороха на миллиарды рублей. О будущей дорогостоящей рекультивации обезображенных полигонов и человеческих жертвах. Но взрывы гремят и продолжат греметь.

Самое поразительное, что существует государственная программа по промышленной утилизации списанных боеприпасов. И в ее рамках отпущены приличные средства, которые не были бы лишними для оборонной промышленности. Но эти деньги остаются в казне. Министерство обороны уничтожает миллионы тонн боеприпасов за собственный счет. Какая в этом выгода и интерес генералов и чиновников военного ведомства, кто-нибудь знает?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
418
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
407
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
628
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
355

Другие новости