Вчерашнее заседание питерского Заксобрания прошло почти гладко. Депутатам, видно, надоел забавляющий прессу закон о штрафах за ночные крики, топанье и свист – они его в итоге приняли без дискуссии. Как и прочие пункты повестки дня. Но все же возник конфликт – вокруг внесенного губернатором Георгием Полтавченко законопроекта о разграничении полномочий между Заксобранием и Смольным в сфере водоснабжения и водоотведения.
31-м пунктом документа устанавливаются полномочия правительства Петербурга, финансирование этих полномочий (тарифы, контроль, инвентаризация, техзадания на инвестпрограммы) осуществляется из горбюджета. Законодателям отводится право принять закон и контролировать его исполнение.
Соответствующий федеральный закон дает возможность для маневра и не предполагает монополии исполнительной власти. Поэтому эсэр Анатолий Кривенченко выразил недоумение по поводу фактического исключения городского парламента из процесса принятия решений, и не только по водной теме. Он напомнил историю из 1990-х, когда Заксобрание могло принимать решения по тарифам или выделению кредитов под гарантии города: «Помните знаменитый котлован у Московского вокзала (речь идет о скандале с проектом РАО «ВСМ», который закончился огромной ямой, многие годы зиявшей близ вокзала. – «НГ»)? Тогда мы не позволили повесить эту яму на бюджет. Сейчас же бесконтрольная деятельность приводит к росту тарифов». В том же ключе выступил его соратник Алексей Ковалев. Он считает, что порядок финансирования, инвестирования и тарифной политики структур, подобных «Водоканалу», должен определяться отдельными городскими законами во избежание коррупции.
Михаил Бродский, представитель Смольного в Заксобрании, объяснил: «Инвестиции – дело такое: это партнеры, с которыми ведутся переговоры. Идут друг другу навстречу, на компромиссы. А если по всякому поводу нужно принятие закона, то инвесторов не будет». Ковалев поинтересовался: «В этом случае где можно получить сведения – сколько миллионов рублей составляет зарплата главы «Водоканала» и его замов? Эти деньги тоже заложены в тарифы». Бродский парировал: «В рамках фонда заработной платы глава ГУП может устанавливать любые оклады. Заниматься такими вопросами – слишком мелко для Заксобрания». Закон был принят за основу, две недели отведено на поправки.
«Такое разграничение полномочий напоминает «Свадьбу в Малиновке» – «это мне, это мне, это тоже мне», – возмутился яблочник Борис Вишневский. Он говорит, что в последние годы как при Валентине Матвиенко, так и при Георгии Полтавченко исполнительная власть захватывает все, что касается жизни города. Это на первый взгляд выглядит странно: ведь силами лояльного большинства легко принимать нужные Смольному решения, почему же не поделиться полномочиями хотя бы формально? «А это опасно, – пояснил Вишневский «НГ». – Парламент в любом случае – публичная процедура, бывают поименные голосования. Избиратели будут давить на депутатов, которые принимают скверные решения и ухудшают их жизнь. Будет сложнее проводить кулуарные коррупционные схемы».
Тем не менее Михаил Бродский избежал дискуссии при обсуждении другого закона – «О недрах», который был вчера принят. Поскольку в Питере пока не разведано нефтяных или газовых месторождений, а полезными ископаемыми считать можно лишь несколько минеральных источников и отдельные залежи торфа в пригородах.
Санкт-Петербург