Смена руководства Международной Федерации самбо (FIAS) и отстранение от поста ее руководителя депутата Госдумы РФ Василия Шестакова позволит вывести эту разновидность борьбы из системного кризиса, в котором она оказалась. Об этом избранный в июне на конгрессе FIAS президент федерации Михаил Шульц и руководивший организацией в 2005-2009 годах Давид Рудман вчера сообщили на пресс-конференции для российских журналистов.
Заявлениям Михаила Шульца и Давида Рудмана предшествовал громкий скандал в FIAS. В конце июня в Малайзии состоялся внеочередной конгресс, на котором большинством голосов были аннулированы полномочия Шестакова «в связи с утратой доверия». Новым президентом стал Михаил Шульц. Отстраненный глава с этим решением не согласился, и обратился с иском против ФИАС в суд Лозанны (FIAS расквартирована в Швейцарии). Его оппоненты: члены FIAS из Латвии, Чехии, Ирландии, Малайзии, Нигерии, США, Канады, Сингапура, Маврикия и ряда других обратились с открытым письмом к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, спикеру Госдумы Сергею Нарышкину, а также главе Следственного комитета Александру Бастрыкину. В нем они просили разобраться с деятельностью на посту президента FIAS Василия Шестакова, которого они обвинили в превышении полномочий и незаконных финансовых операциях.
«Самбо развалить нельзя, но можно расколоть спортивное сообщество и развалить систему, которая должна развивать этот вид спорта», - говорит Михаил Шульц и зачитывает целый список претензий к бывшему руководителю FIAS. В числе главных, – авторитарный стиль управления и непрозрачность финансовой деятельности руководства федерации.
По словам Шульца, значительная часть решений принимались без учета мнения членов FIAS - национальных федераций самбо. «Целесообразность этих решений вызывала у президентов национальных ассоциаций большие сомнения. Согласно уставу, президент FIAS должен представлять интересы национальных ассоциаций в мире, а Шестаков воспринимал глав федераций как своих подчиненных, руководителей принадлежащих лично ему организаций», - говорит новый глава FAIS. У него есть и претензии к тому, как Шестаков неоднократно пытался внести в Устав FIAS изменения не одобренные Конгрессом.
«Самая «мертвая тема» - бюджет. За все годы (Шестаков руководит федерацией с 2009 года) было только три отчета по бюджету – никто не знает, сколько средств поступает на счета FIAS и как они расходуются, не создана контрольно-ревизионная комиссия. Бюджет настолько «дефицитен», что не выплачивается пенсия тяжелобольному основателю федерации Фернандо Компте», - возмущается Шульц.
Особо громкий скандал получился с заявкой FIAS в Международный олимпийский комитет по поводу включения самбо в число олимпийских видов спорта. По сведениям Шульца и Рудмана, заявка обошлась FIAS в 1 млн. долларов, однако была полна грубых ошибок, опечаток и неточностей.
«Все федерации неолимпийских видов спорта хотят стать олимпийскими и Шестаков тоже заявил об этой цели самбо, - говорит Давид Рудман. - Более того, даже объявил, что отправил заявку в МОК. Я пытался получить заявку – президент не ответил на мое письмо. А когда я нашел и прочитал заявку, мне показалось, что тот, кто ее составлял, хотел навредить самбо. На ней даже была неправильная эмблема, сообщалось, что в исполкоме из 18 человек восемь представляют Россию, чего не может быть по правилам МОК. Количество ошибок там жуткое, все не перечислить. Например, сначала говорится, что в Индии 15 спортсменов, а потом, что в национальном чемпионате участвовало 200 человек. Думаю, школьник сделал бы заявку лучше, а за нее заплачен 1 миллион долларов».
После этого инцидента самбо на долгие годы может потерять возможность стать олимпийским видом спорта. А ведь у нынешнего руководства FIAS есть претензии и к распределению средств, которое вопреки требованиям МОК, было непрозрачным. Критиковали и практику регулярного изменения плана международных соревнований, не позволявшую спортсменам полноценно готовиться к выступлениям.
«Шестакова выбрали, выслушав его финансовые обещания – бюджет в 10 млн. долларов в год, строительство центров самбо в Москве и в Узбекистане, - напоминает президент Федерации самбо Латвии и руководитель финансовой комиссии ФИАС Андрей Бирюков. - Но слова расходились с делом, мы какое-то время ждали, потом стали спрашивать, в чем причина. Поскольку контрольной комиссии в FIAS не было, нас игнорировали. Только на конгрессе раз в год мы могли задать вопросы – но их отсекали, не давали это сделать, ссылаясь на регламент. А документы, которые мы могли найти, не соответствовали друг другу и не было возможности понять, какой из них правильный. Причем расхождения в цифрах были в 10-20 раз».
Как рассказывает Бирюков, информацию удавалось получать только из косвенных источников, например, из той же заявки в МОК: «Там говорилось, что спонсором является ВТБ с контрактом в 1 миллион долларов в год. Но мы не знали этого и финансов не видели. Если это правда, где же деньги?»
Сейчас перед FIAS поставлена задача – сформировать прозрачный бюджет, определить схемы финансирования национальных федераций, чтобы все члены организации могли обсудить и согласовать бюджетный документ на следующий год и понять, по каким правилам будет жить структура.
Информацию о неких достижениях экс-руководителя FIAS в швейцарских судебных инстанциях Шульц и Рудман опровергли. Консультант по юридическим вопросам Татьяна Ковалева рассказала, что такое «обеспечительные меры в отношении FIAS», о которых сообщали СМИ. «Происходит брожение в умах и подтасовка фактов со стороны Василия Шестакова и его сотрудников. Шестаков и какое-то количество федераций обратились в международный суд с ходатайством о примирении сторон. Он предъявил исковые требования FIAS и, в рамках ходатайства, было предложено наложить обеспечительные меры – по этому поводу в торговый реестр обратился судья. Но это не решение суда, а постановление об обеспечительных мерах и оно даже не вступило в силу. Потому говорить, что принято какое-то решение нельзя. Ходатайство о примирении назначено на 1 октября – это будет первая встреча сторон в суде, а не судебное заседание. Так что суд не лишал права подписи ни президента, ни генсекратаря, ни и исполком, как иногда пишут».
Между тем, борьба между сторонами обостряется. «Со стороны Василия Борисовича, а точнее, его команды, это люди из его аппарата, оказывается колоссальные давление на национальные федерации, - возмущен Бирюков. - От них требуют, чтобы они отказались от подписей конгресса в Малайзии, заявили, что те были подделаны. Две федерации написали нам с просьбой рассказать публично об этом запугивании». Зачитанное Бирюковым письмо президента федерации самбо Польши красноречиво подтвердило его слова.
Новый руководитель FIAS намерен выполнить все, что обещал его предшественник. «Мы возобновим попытки сделать самбо олимпийским видом спорта, разыщем заявку, доработаем ее с учетом рекомендаций и правил МОК, - говорит Шульц и переходит к еще одному крупному проекту. - Строительство московского международного центра самбо должно произойти на статусной площадке. Это должен быть хороший спортивный центр: залы для тренировок и соревнований, и тренерские кабинеты. Мы вынашиваем эту идею с 2002 года, чтобы был пример для остальных федераций – если в России получится, то и в других федерациях будут равняться на нас. Средства мы постараемся найти, неравнодушных к самбо людей в России много».