0
2680
Газета Регионы России Интернет-версия

06.09.2013 00:01:00

Опыт "Урала без наркотиков" будет использован по всему региону

Тэги: урал, наркотики, наркомания, лечение


урал, наркотики, наркомания, лечение Евгений Куйвашев и Антон Поддубный (слева) готовы распространять опыт «Урала без наркотиков» во многих городах. Фото Ольги Кузьминовой

В сентябре исполняется год со дня создания в Екатеринбурге центра «Урал без наркотиков». Хотя у него имеется медицинская лицензия и прием в нем ведут врачи, организаторы центра сознательно постарались уйти от образа больницы, а также не хотят иметь ничего общего с реабилитационными центрами, в которых наркозависимых лечат с применением насильственной изоляции. Главврач реабилитационного центра Антон ПОДДУБНЫЙ рассказал корреспонденту «НГ» Оксане СКРИПНИКОВОЙ о том, как создавалась и работает новая система добровольной реабилитации наркоманов в Свердловской области.
Антон Владимирович, с чего начиналась работа центра?
– Инициатором стал губернатор Евгений Куйвашев. Сначала открылось амбулаторное отделение, где врачи ведут ежедневный индивидуальный прием людей, у которых есть проблемы с наркотиками. Мы знаем недоверие наркозависимых к медицине и их боязнь врачей и учета. Поэтому мы попытались создать здесь максимально мягкую и комфортную среду, куда без внутренней дрожи смогут приходить за помощью и наркоманы, и алкоголики, и их родственники – жены, мужья, родители. За год мы добились того, чего хотели – поток людей с каждым месяцем становится все больше. Сначала в Карпинске открылось реабилитационное отделение – всех пациентов мы отправляли туда. А в конце июня открыли свой реабилитационный центр в Екатеринбурге.
Каковы результаты за первый год работы центра?
– Мало кто верил, что центр действительно начнет работу. Местные наркоборцы кричали, что добровольная реабилитация в принципе невозможна. Говорили, что наркоман – не человек, и мотивировать его толку нет, потому что думает он только о дозе. Мы устали отбиваться от этих глупостей. Изолировать наркомана, лишить его дозы, пристегнуть наручниками к батарее – это не работа с зависимостью, так от нее не избавишься. Мы изнутри меняем людей, их мировоззрение, даем опыт трезвой жизни, новые механизмы поведения в разных жизненных ситуациях. В общем, действительно лечим зависимость. Да, есть те, кто выписывается, бывает, даже сразу после поступления. Но таких немного – за два месяца из поступивших 75 человек выписались 13. Остальные продолжают курс реабилитации.
Получается, вы никого насильно не держите, захотел – ушел?
– Понимаете, здесь другая система. Нам ведь важно не удержать человека, а вылечить. Люди прекрасно знают, что это они нуждаются в нас, а не мы в них. А удерживай мы их насильно – желание уйти было бы в сто раз сильнее.
А что делать с теми, кто все же решил уйти?
– Обычно подключаем тяжелую артиллерию – помимо членов терапевтической группы и равных консультантов, с которыми человек работал каждый день, подключаются психотерапевты и психологи. Работают с человеком, убеждают, уговаривают, чтобы тот остался. Если не выходит – по прошествии трех дней мы его отпускаем. С пациентами сейчас стало работать сложнее – те, кто находится в центре, в основном употребляли синтетические наркотики, курительные смеси. А они не считают себя наркоманами – говорят, «мы же не колемся». Хотя зависимость страшнее героиновой. И работать с ними нужно еще серьезнее, мотивационный этап длится дольше.
То есть никаких форс-мажоров вы не ожидаете?
– Об этом не переживаем, хотя ко всему готовы. У нас два стационарных поста охраны, территория и здание центра находятся под видеонаблюдением. Камеры по периметру забора и в каждой палате. Когда нанимали охрану, рассчитывали, что они будут помогать сохранять порядок внутри центра, но пока здесь без проблем: со всем справляются равные консультанты. Боялись провокаций недругов, проноса наркотиков – но пока таких случаев не было.
В чем заключается сама программа реабилитации?
– Из всех существующих в мире программ реабилитации мы выбрали «12 шагов», по которой уже много лет работают сообщества анонимных алкоголиков и наркоманов. Для этой программы обязательны групповые психотерапевтические занятия, присутствие равных консультантов – бывших наркозависимых, находящихся в стойкой ремиссии и делящихся своим опытом выздоровления с пациентами. Кроме того, с реабилитантами работают психотерапевты, наркологи, социальные работники, специалисты по трудотерапии. Обязательно предусматривается дальнейшее трудоустройство выпускников, помощь в решении социальных проблем. После выпуска необходимо и участие в постреабилитационных мероприятиях – посещение занятий терапевтических групп наркозависимых. Обязательно работаем с родителями – учим их, как правильно жить с зависимым человеком.
Чем реабилитанты занимаются целый день?
– День расписан буквально по минутам – очень важно не оставлять им свободного времени, чтобы исключить нежелательные мысли. Они работают в группах, посещают индивидуальные занятия с психологом и наркологом, спортивные занятия, много времени уделяют трудотерапии. Пока это в основном самообеспечение – уборка территории, содержание центра в чистоте. Однако потихоньку мы это направление развиваем: парни в гараже реставрируют старую деревянную мебель, а для девчонок мы недавно купили три швейных машинки и оверлок, с ними будет работать швея.
Как будет развиваться центр в ближайшем будущем?
– Сейчас реабилитационный центр заполнен на 100%, а люди, которые хотят пойти к нам на реабилитацию, все идут и идут к наркологам. Будем формировать очередь, развивать взаимодействие с другими ведомствами в вопросах профилактики зависимостей, плотнее работать со школами, техникумами и вузами, активнее привлекать волонтеров. Ну и областным Минздравом принято решение транслировать опыт «Урала без наркотиков» в другие города области. Думаю, в 2014 году филиал «Урала без наркотиков» появится в Нижнем Тагиле.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
2176
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
1691
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
3032
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
846