0
4261
Газета Регионы России Интернет-версия

19.09.2013 00:01:00

Портовое "бутылочное горлышко" Калининграда

Тэги: калининград, порт, экономика


калининград, порт, экономика Гавань Балтийска – единственный морской порт Калининградской области. Фото Андрея Рискина

Уже много лет в перечне объектов, призванных придать мощный импульс хозяйственному комплексу Калининградской области, обязательно присутствует глубоководный морской порт. Дело в том, что, несмотря на свое географическое положение, регион располагает только одним морским портом: гаванью Балтийска, в которой размещается Балтийский флот. Остальные – речные (Калининград, Светлый) или предназначены для рыболовецких судов с малой осадкой – Пионерский, Рыбачий.
Строительству морского глубоководного порта мешает дороговизна проекта – в пределах 2–4 млрд. долл. Надежды на масштабную поддержку со стороны государства тают по мере осложнения макроэкономической ситуации в стране. Сегодня даже представители Минтранса РФ, основные лоббисты калининградского порта, предпочитают говорить лишь о формате государственно-частного партнерства, где федеральная казна может взять на себя только развитие прилегающей к порту инфраструктуры и проектно-сметные работы.
Но нет ясности и по поводу дислокации будущего порта. Первоначально его хотели разместить на полуострове Бальга. К предполагаемому месту строительства требовалось подвести железную и автомобильную дороги, а дно для приема крупнотоннажных судов на всем протяжении фарватера, от гирла Вислинского залива до расположенного на его берегу полуострова, предстояло углубить. Оценив масштаб дополнительных затрат, новый порт предложили переместить в Приморскую бухту, где элементы инфраструктуры в виде железнодорожной ветки уже есть. Да и сам Приморск расположен на берегу моря, а не залива.
В первых расчетах предполагалось, что морской глубоководный порт будет переваливать в год 134 млн. тонн грузов. Для справки – сегодня портовый комплекс региона обрабатывает около 15 млн. тонн товаров. Потом амбициозный проект решили «ужать» до 60–75 млн. тонн. При этом представители Калининградской железной дороги на закончившемся недавно традиционном Балтийском транспортом форуме заявили, что ее пропускная способность сегодня составляет 26 млн. тонн. Поэтому резкий рост грузоперевозок по морю приведет лишь к затовариванию железнодорожных станций и запасных путей на всем протяжении от будущего порта до российско-литовской границы.
Доцент кафедры экономики и предпринимательства Калининградского государственного технического университета Владимир Кузин отмечает несколько важных факторов, которые мешают региону обзавестись новым морским портом. «Первое – строительство нового порта делает бессмысленным существование нынешних калининградских портов, – говорит эксперт. – Их надо будет закрывать. Второе – на секторе самых прибыльных контейнерных перевозок специализируются наши партнеры-конкуренты из Клайпеды. А нам любые грузы все равно придется везти по литовским железным дорогам. А они легко могут поиграть тарифами так, что калининградский маршрут будет заведомо убыточным. Они и сейчас проводят такую тарифную политику».
Кроме того, Владимир Кузин признал, что в своем нынешнем состоянии железные дороги Калининградской области просто не переварят резкий рост товарооборота морского порта. Поэтому, несмотря на все надежды и привлекательные расчеты, перспективы строительства нового порта на берегах Балтики в ближайшие годы представляются более чем неопределенными.   

Калининград



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Уровень бедности в России достиг рекордно низких значений

Уровень бедности в России достиг рекордно низких значений

Анастасия Башкатова

Рост зарплат стал и целью, и проблемой отечественной экономики

0
1551
Системная оппозиция уходит в "полузащиту" от "Единой России"

Системная оппозиция уходит в "полузащиту" от "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Намерение партии власти выиграть все одномандатные округа оспорили только коммунисты

0
1144
Американцы признают, что проигрывают лунную гонку Китаю

Американцы признают, что проигрывают лунную гонку Китаю

Михаил Сергеев

Планы США по высадке астронавтов на спутник Земли не имеют смысла, заявляет экс-директор NASA

0
1586
Генпрокуратура РФ будет вести реестр иноагентов-релокантов

Генпрокуратура РФ будет вести реестр иноагентов-релокантов

Иван Родин

Комиссия Госдумы по расследованию вмешательства извне предлагает новые ужесточения внутри страны

0
1404