Фото Reuters
Итоги Дня народного единства в Петербурге меньше всего свидетельствуют о единстве городского общества. Как выяснилось, не только либеральная оппозиция склонна к расколам – питерские националисты вместо проведения сплоченного Русского марша собирались в разных местах. В либеральной же среде усилилась тревога – традиционный марш против ненависти, прошедший накануне под антипогромными лозунгами, собрал всего 200 человек и попыткам погромов на рынках не помешал.
Шествие 4 ноября (примерно в 2 тыс. человек) назвали не Русским, а Патриотическим маршем. Его согласование с властями было получено благодаря участию партии «Родина». Кроме «Родины», пришли «Русское имперское движение» (РИД), Национально-демократическая партия (НДП), Национальные демократы, партии «Новая сила», Национальная социалистическая инициатива (НСИ) и «Славянская сила/Северо-Запад». Часть националистов отказалась участвовать в слишком «лояльном мероприятии», а часть, наоборот, решила быть до конца лояльной. Так, одна из группировок фанатов «Зенита», известная националистическими взглядами, призвала вместо марша пойти на крестный ход, во главе которого шли несколько вице-губернаторов города. Согласно сводкам ГУВД, на ход пришли 54 тыс. человек, которые затем слушали литургию в Исаакиевском соборе, причем на улице якобы осталось лишь 300 человек, которым не хватило места в храме.
С учетом того, что максимальная вместимость собора – 12 тыс. человек, многие петербуржцы говорят о наступлении эпохи чудес. «Дело не только в преувеличении численности верующих энтузиастов, – комментирует депутат Заксобрания Борис Вишневский, – а в дискриминации других групп, которым запрещены шествия по Невскому. Городским законом религиозные мероприятия выведены из категории публичных массовых акций. А должны быть перед законом равны все люди, желающие выразить те или иные взгляды».
С выражением взглядов в Петербурге, как оказалась, есть проблемы. Лидер «Русской пробежки» Максим Калиниченко, не захотевший идти на Патриотический марш, призвал своих сторонников прийти на Дворцовую площадь потанцевать в честь праздника. Сам он не дошел – его задержали за неправильный переход улицы. Но пара десятков молодых людей дошла и начала танцевать. На них были составлены протоколы с формулировкой: «Гражданин Н. добровольно присутствовал у д. 2 на Дворцовой площади в месте сбора граждан, организовавших и проводивших в указанном месте не согласованное публичное мероприятие, для публичного выражения своего мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера».
Разогнали и группу у Большого концертного зала «Октябрьский». Часть молодых людей потом пыталась буянить в метро, а также поехала погромить Удельный рынок. Сообщалось о нескольких нападениях на мигрантов, одно из которых закончилось убийством узбекского гастарбайтера, тело которого с множественными ножевыми ранениями обнаружили возле метро «Рыбацкое». Начато расследование. Основной является версия убийства по признакам национальной розни: на видеозаписи, запечатлевшей нападение, видно, что удары узбеку наносят люди в характерной для членов националистических групп одежде.
Горожане в целом не уделяли в праздники внимания публичным акциям. Муниципальный депутат Иван Федоренко считает, что в его «спальном» округе людей волнует проблема мигрантов, но на чисто бытовом уровне, что обусловлено геттоизацией «дешевых» кварталов с нерешенными проблемами, в том числе в сфере правопорядка. Народное единство под православными хоругвями тоже пока не обрело силы.
Санкт-Петербург