0
6209
Газета Регионы России Интернет-версия

13.11.2014 00:01:00

Чингисхана привлекли к партстроительству

Тэги: калмыкия, элиста, тенгрианство, монголы, ойраты, вечное религия, басан захаров, монголия, калмыки, чингисхан, идеология, политика


калмыкия, элиста, тенгрианство, монголы, ойраты, вечное религия, басан захаров, монголия, калмыки, чингисхан, идеология, политика К Одинокому тополю денег не несут. Фото Алтаны Галзановой

В Калмыкии усиливается интерес к тенгрианству. Приверженцы древней религии монголов-ойратов, в основе которой поклонение Вечному синему небу, уверены, что тенгрианские принципы могут помочь России стать успешным государством. Современные тенгрианцы Степной республики не исключают возможности создания собственной политической партии или общественного движения.

«Одна из главных истин, лежащих в основе поклонения Вечному синему небу, заключается в том, что жизнь есть счастье, – сказал «НГ» главный идеолог современного калмыцкого тенгрианства Басан Захаров. – Счастье же возможно при условии достижения человеком четырех гармоний. Первая – гармония со своим внутренним миром, вторая – гармония с остальными людьми, третья – гармония с окружающим миром, четвертая – гармония с Богом».

С каким именно Богом должна быть в итоге достигнута гармония, для калмыцких тенгрианцев не особенно важно. «Человек должен верить в Бога, в любого. Без Бога в душе человек – уже не человек», – говорит Захаров.

Главной помехой к достижению четырех гармоний и соответственно счастья, по мнению тенгрианцев, являются ложь и обман. «Не убийство, а обман считался у тенгрианцев самым страшным смертным грехом. Обман хуже смерти, он убивает, разрушает человека, разрушает человеческое общество. Поэтому в государстве Чингисхана, который сам поклонялся Вечному синему небу, человеку, уличенному во лжи, просто ломали хребет, невзирая на его чины и звания», – рассказывает Басан Захаров.

«Сегодняшние несчастья России во многом происходят оттого, что ложь и обман определяют жизнь всей страны, всего народа, – считает идеолог калмыцких тенгрианцев. – Десятилетиями безнаказанно врут чиновники и политики, обманывают бизнесмены, лгут друг другу соседи и родственники. О какой гармонии можно говорить? Пока в России можно будет безнаказанно обманывать, здорового общества и государства построено быть не может».

Сегодня, по словам Захарова, пока лишь около 5% калмыков считают себя «настоящими тенгрианцами»: «Это немного, но нам удалось за последние несколько лет посеять неплохие семена, и они уже начинают созревать. Кроме того, многие калмыки одновременно являются и буддистами, и тенгрианцами. Тенгрианство имеет хорошие шансы стать в Калмыкии массовым религиозно-философским и даже политическим проектом. Духовный вакуум в республике, как и по всей стране, существует, его не удается заполнить традиционным конфессиям. И тенгрианство может стать альтернативой этому вакууму как минимум в Калмыкии».

По мнению Басана Захарова, «ядерная тенгрианская группа в калмыцком обществе есть, но чтобы расти дальше, она должна концентрироваться вокруг какой-то личности, человека-стержня, с харизмой и хорошими организаторскими способностями. Пока таких людей в республике не видно. Я себя таковым стержнем не считаю. Но, надеюсь, что такой человек все же скоро появится».

Захаров отметил, что активными тенгрианцами в республике являются главным образом этнические калмыки: «Насколько мне известно, русских среди них нет. Однако в Калмыкии есть довольно активная община «родноверов», славянских язычников, с которыми тенгрианцы успешно взаимодействуют».

Как и во всяком социально-религиозном движении, в калмыцком тенгрианстве есть умеренные и радикальные активисты. «У нас в республике есть несколько групп довольно радикальных людей, которые называют себя тенгрианцами, – рассказывает Басан Захаров. – Однако, насколько я знаю, эти радикалы привержены религиозно-философскому коктейлю, в котором помимо тенгрианских идей примешаны и буддизм, и шаманизм». По слухам, некоторые лидеры таких групп (их называют «медлыкче» – «знающие»), а среди них есть и женщины, обладают экстрасенсорными способностями.

Слабое место современного калмыцкого тенгрианства – отсутствие ясной и четкой доктрины, сформулированной в письменном виде, обрядового сопровождения, целостной религиозной традиции. Басан Захаров несколько лет назад написал и издал в Элисте брошюру с конспективным изложением принципов и идей калмыцкого тенгрианства, которая немедленно разошлась среди читателей, став своеобразной тенгрианской библией. «Но этого недостаточно, – говорит Захаров. – Очевидной проблемой является отсутствие института беки – хранителей тенгрианской традиции, которая со времен Чингисхана передавалась в устной форме. В годы советской власти беки-хранители стали исчезать, сегодня их остались единицы. Поэтому запрос на учителей, носителей тенгрианского знания растет».

В поисках новых знаний и учителей некоторые группы калмыцких тенгрианцев уезжают в Монголию. Говорят, возвращаются не все – кто-то, найдя учителя или даже целую общину, остается на родине Чингисхана с монгольскими приверженцами культа Вечного синего неба.

Впрочем, сторонники тенгрианства не только в монгольских степях пытаются достичь гармонии. По слухам, приверженцы Вечного синего неба есть и среди нескольких десятков калмыцких добровольцев, воевавших на юго-востоке Украины в формированиях так называемых ЛНР и ДНР. «Все калмыки-казаки показали себя отличными воинами», – заявил «НГ» командующий Национальной казачьей гвардией Всевеликого войска Донского Николай Козицын. Очевидно, эта оценка относится и к добровольцам-тенгрианцам.

Басан Захаров, однако, скептически смотрит на украинскую политику России. «У нашей страны раньше были очень большие преимущества в Украине, но сейчас они начинают таять. Мы в отношении Украины повели себя очень грубо, – считает главный идеолог калмыцкого тенгрианства. – До этой войны на самом деле существовал русский мир, куда входила и вся Украина. Однако в результате войны мы сами этот русский мир разрушаем: стремясь получить его часть, мы теряем целое».

По мнению Басана Захарова, русский мир – лишь один из векторов влияния для России: «Второй вектор – это тенгрианский мир, в который входит сообщество тюрко-монгольских народов и государств. Россия может в перспективе стать центром тенгрианского мира, если, конечно, сможет победить внутри себя главный грех – торжество лжи и обмана». Впрочем, считает идеолог калмыцких тенгрианцев, России вряд ли в ближайшее время удастся стать по духу тенгрианской страной.

Для продвижения в калмыцком и российском обществе ценностей культа Вечного синего неба тенгрианские активисты не исключают создания политической партии или общественного движения. «Я думаю, общественно-политическая организация, которая бы исповедовала принципы тенгрианства, вполне может появиться и в Калмыкии, и в других регионах России», – полагает Басан Захаров.

Пока же калмыцкие тенгрианцы заняты постижением тайн древней религии Вечного синего неба, совершением мистических обрядов поклонения духам предков и духам местности. Одним из объектов такого поклонения является Одинокий тополь, более 160 лет растущий в 20 км от Элисты. Среди подношений, которые делаются тенгрианцами Одинокому тополю, нет денег. Ведь духам деньги не нужны.

 Элиста


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ЦК КПРФ представлены все варианты партийной тактики

В ЦК КПРФ представлены все варианты партийной тактики

Дарья Гармоненко

В начале любого внутриполитического сценария коммунисты оказываются его объектом

0
678
В условиях санкций новыми центрами роста стали Поволжье и Урал

В условиях санкций новыми центрами роста стали Поволжье и Урал

Михаил Сергеев

Спецоперация резко изменила карту экономического развития России

0
956
Президент готовится к "прямой линии" со страной

Президент готовится к "прямой линии" со страной

Иван Родин

Народная пресс-конференция, похоже, состоится действительно 19 декабря

0
917
В России отложили проведение "Всемирных игр дружбы"

В России отложили проведение "Всемирных игр дружбы"

0
445

Другие новости