0
134
Газета Я так вижу Печатная версия

21.01.2026 18:26:00

Об имиджевых свершениях профтеха

От "ресурсных центров" – к "многопрофильным колледжам"

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: среднее профобразование, закон, инновация, програмы спо, колледжи, задачи


среднее профобразование, закон, инновация, програмы спо, колледжи, задачи Проблема недостаточно высокого авторитета преследует систему профтеха. Фото агентства «Москва»

Неожиданную подробность из жизни современного среднего профессионального образования (СПО) поведал мне преподаватель колледжа, знающий эту систему вдоль и поперек. Оказывается, в законе «Об образовании в РФ» (2012) чиновники применили мало кем замеченную инновацию. Из текста они исключили... что бы вы думали? Самую суть того, что им доверили модернизировать, то есть сам термин – «СПО». Это понятие они заменили другим, в их представлении гораздо более четким и операциональным, – «программы СПО». «Так что теперь в нашей системе не рабочих готовят, как раньше, а реализуют программы СПО», – пояснил мой консультант.

Конечно, напрашивается вопрос: что побудило принять такое решение, касающееся четырехмиллионной армии профтеха? С другой стороны, все логично: отсутствие умных станков в мастерских, сноровки, мастерства в руках учащихся всегда можно нивелировать освоенностью вышеупомянутых программ...

Год 1997-й. Первый заместитель министра общего и профессионального образования РФ Владимир Шадриков заявил, что содержание каждого безработного обходится государству почти вдвое дороже обучения его какой-нибудь специальности. И вот уже в наши дни слышатся декларации Минпроса о необходимости повышения престижа профессионального образования. Эта задача поиска нового бренда, насколько я понимаю, не чужда и создателям «закона о двух экзаменах» (2025) – упрощенной модели поступления в региональные колледжи и техникумы.

Вообще же тема недостаточно высокого авторитета преследует СПО, что называется, с пеленок. При этом начиная с 2014 года государство вкладывает в рост репутации этой аббревиатуры немалые суммы. Так, директор московского филиала Межрегионального ИПК СПО Алексей Овчинников, выступая 2019 году в Президентской академии, заявлял: «У нас нет другого нацпроекта, по которому получено сразу шесть персональных поручений президента. В 2019 году Федеральный центр выделил почти 4 млрд руб. в поддержку колледжей. Но как только денег стало много – выяснилось, что от них ничего не зависит».

То есть еще раз: от денег в образовании ничего не зависит.

Перечислив основные даты поступления сверхнормативных средств, Овчинников перешел к вопросам стратегическим – как потратить предстоящие до 2024 года инвестиции. Это примерно 70 млрд руб. только на федеральном уровне. «На этом этапе возникло понятие «многофункциональный колледж», который работает со взрослым населением по программе 50+, организует профориентацию для школьников». Если (снова цитата) «раньше у нас с вами были гаммы, то сейчас идет переход в джаз-бэнд», – отметил Овчинников. Именно этот самобытный евро-африканский жанр «превращает СПО в самостоятельного игрока и мощный институт развития территорий».

В те дни я поговорил с одним из наиболее квалифицированных экспертов в области СПО, директором профильного НИЦ ФИРО РАНХиГС Владимиром Блиновым. Как, спрашиваю у профессора, по-хозяйски распорядиться суммами, упавшими с небес? «Такое «испытание деньгами» может быть губительно для любой социальной системы, поскольку трудно рассчитать, какие объемы внешних инвестиций полезны для саморазвития, а какие, наоборот, неполезны», – озвучил свои опасения ученый. Та же организация учебных мастерских на базе колледжей легко может превратиться в разовую акцию. Оборудование изнашивается в течение 5–6 лет. «Если сегодня не спроектировать механизмы его обновления, то средства нацпроекта окажутся разовой помощью», – отмечал Блинов.

Но мало того, что риски росли – менялись задачи, которые ставились перед колледжами, и это отражалось в смене их названий: от «ресурсных центров» к «ведущим» в своей отрасли, а от них – к «многопрофильным колледжам» etc.

Чем увенчались все эти бури эмоций и реконструкций? Несколько лет назад социологи изучали настроение студентов колледжей в одной из областей РФ. Оказывается, проекты воспитательного профиля («Вместе против коррупции», «Жизнь без табака», «Гимн России», «Признаки суицидального поведения») проводятся в сфере профтеха постоянно. В то же время, отвечая на вопрос «С кем вы можете обсудить свои опасения и переживания?», ни один молодой человек не назвал мастера производственного обучения, преподавателя. То есть педагог для них совершенно не тот человек, с которым можно поговорить по душам.

«Если система воспитания не ориентирована на запросы молодежи, то и дети относятся к нашим мероприятиям как к параллельно существующему процессу», – подвела итог исследования исполняющая обязанности директора Регионального института кадровой политики Иркутской области Ольга Кондратьева.

Как же так, встречаться каждый день с педагогами и не общаться? Как такое понять? Между тем молодежная пресса ликует – дескать, сегодня в СПО двинулись миллионы! Но, на секундочку, является ли сам по себе этот факт несомненной и однозначной заслугой СПО? Или повальное бегство детей из школы после девятого класса в гораздо большей степени свидетельствует о списке упущений основного образования, чем об имиджевых свершениях профтеха?

Еще в 1998 году тогдашний без пяти минут министр образования Владимир Филиппов признался автору: «Ну, неужели непонятно, что, загоняя всех без разбору в старшую школу, мы ее дискредитируем? И потом, разве секрет, что те, кто требует особого внимания взрослых, с трудом получают свидетельство об окончании девятилетки и бегом из школы, только их и видели? У нас таких детей примерно каждый второй...»

Конечно, недавний председатель Высшей аттестационной комиссии, академик Российской академии образования был прав. Оказывается, наше psyche (душа) увлекает нас в путь не по принципу «к», а по технологии «от» (противного). «Потому что на самом деле – не едешь куда-то, а уезжаешь от чего-то» (Иосиф Бродский). В нашем случае – удираешь от хандры учебно-воспитательных алхимий. Да и статус студента будет повыше статуса школьника.

К слову, гипотезу Бродского обосновал автор концепции ограниченной рациональности Герберт Саймон, за что был удостоен Нобелевской премии по экономике (1978).

Что же в сухом остатке? Недавно в Госдуме сообщили, что педагогов для колледжей будут теперь готовить... в педагогических вузах. В более доступном изложении: студентов СПО будут вести к высотам профессиональных знаний практически их ровесники, не имеющие ни дня производственного опыта.  n



Читайте также


СВО затрудняет интеграцию с Россией Донбасса и Новороссии

СВО затрудняет интеграцию с Россией Донбасса и Новороссии

Иван Родин

Крайний срок культурного воссоединения Госдума перенесла на 1 января 2028 года

0
1339
Госдума откажет преступницам в более гуманном обращении

Госдума откажет преступницам в более гуманном обращении

Иван Родин

Уличное конвоирование обвиняемых и осужденных в наручниках станет обычной практикой

0
1621
Некоммерческие организации за 30 лет изменили общественное настроение россиян

Некоммерческие организации за 30 лет изменили общественное настроение россиян

Надежда Ажгихина

Как дать возможность инициативным людям сделать полезные и важные вещи для социального развития

0
1285
КПРФ выступила за свободу собраний для депутатов и кандидатов

КПРФ выступила за свободу собраний для депутатов и кандидатов

Иван Родин

В партии предлагают установить единый правовой стандарт всех встреч с избирателями

0
1134