0
2407
Газета Регионы России Интернет-версия

15.03.2017 00:01:00

Петербуржцы боятся мародеров

Тэги: петербург, рпц, исаакиевский собор, музейная экспозиция, пасха, полемика


петербург, рпц, исаакиевский собор, музейная экспозиция, пасха, полемика Музейные экспонаты пока остаются в Исаакии, но вопрос об их вывозе уже прорабатывается. Фото РИА Новости

Ряд СМИ сообщили со слов источников в Минкультуры, что музейную экспозицию Исаакиевского собора устно велено выселить к Пасхе, то есть к 16 апреля. Однако директор музея Николай Буров сообщил депутатам и журналистам, что эвакуация музейного фонда в такой срок немыслима – во-первых, потому что эвакуировать некуда, а во-вторых, перемещение фонда нереально за столь короткое время.

Например, согласно законодательству, упаковка и подготовка к перевозке 26 тыс. единиц хранения требуют тендера, а проведение конкурсных процедур займет определенное время. И это не говоря уже о деньгах. «Наши специалисты сейчас фактически на коленках пытаются просчитать, во сколько обойдется перевозка экспонатов из Исаакиевского собора», – рассказал Буров. 

Тем не менее он не отрицал полученного устного указания – рассмотреть возможность вывоза экспозиции именно к Пасхе.

В середине вчерашнего дня, когда скандал уже полыхал вовсю, пресс-служба Минкультуры РФ сообщила, что «перемещение музейных предметов, находящихся в Исаакиевском соборе, для хранения или экспонирования при оформлении временной выдачи относится к компетенции субъекта РФ – города Санкт-Петербурга – и при этом не может быть осуществлено до передачи здания Исаакиевского собора в ведение РПЦ». Акта такой передачи нет и пока быть не может. Днем ранее в Смольнинском суде представители городского Комитета имущественных отношений подтвердили, что заявления от религиозной организации, которое полагается для решения вопроса о передаче здания, еще подано не было. В суд вызван губернатор Георгий Полтавченко – именно он в начале года по поводу передачи здания-памятника в ведение Церкви объявил: «Вопрос решен».

Несмотря на это, в Петербурге не воцарилось спокойствия – видимо, властям уже не верят. Журналист Галина Артеменко напоминает о практике военного времени: «Руководитель государственного учреждения культуры может предпринимать какие-либо действия в отношении экспонатов – государственной собственности лишь в том случае, если получит соответствующие письменные распоряжения вышестоящего начальства. Как это было в годы Великой Отечественной, когда были изданы соответствующие приказы Наркомпроса РСФСР в 1941 году «О мероприятиях по сохранению и учету музейных фондов», «О формах функционирования музеев в условиях военного времени». 24 июня 1941 года при Совнаркоме СССР был создан Совет по эвакуации, который в государственном масштабе определял сроки, маршруты, порядок, очередность, пункты размещения предприятий. Экспонаты музеев, подлежащих эвакуации, разделили на три группы (очереди) в зависимости от их исторической ценности. Сейчас у нас вроде мирное время, и приказов об эвакуации нет. Зачем устраивать погром?»

«Военная» нотка присутствует в обсуждении как темы Исаакия, так и тревожных известий о возможном начале перемещения сотен тысяч книг и других ценностей из главного здания Российской национальной библиотеки (Публички). Все чаще можно слышать: если есть ценности, значит, на них положили глаз мародеры в расчете на неразбериху «эвакуации». Недаром среди множества коллективных писем протеста как по собору, так и по библиотеке особо резонансным стало эмоциональное обращение трех женщин-блокадниц.

Одна из них, историк искусства Вера Сомина, сказала «НГ»: «С советских времен я не особо воспринимала фразы вроде «народное достояние», я не чувствовала, что мне что-то принадлежит. А сейчас – именно тогда, когда мы беднеем, отказываем себе в быту в самом необходимом, – у меня чувство, что меня еще и грабят, отбирают то, что было моим, – культурные ценности города, а это огромное богатство. Не говоря уже о том, что для множества петербуржцев это еще и вопрос их работы, образа жизни, профессиональных интересов. Когда я читала протестные письма и публикации – поражалась: столько умных людей, столько деловых доводов, душа радуется, что живешь в одном городе с этими людьми. Но их не хотят даже слушать те, кто и знает только казенный чиновничий язык. А решения принимают они».

В конце рабочего дня появилось сообщение пресс-службы Смольного: «Вице-губернатор Владимир Кириллов сообщил, что на сегодняшний день в администрацию Санкт-Петербурга не поступало официального обращения РПЦ о передаче Исаакиевского собора в безвозмездное пользование РПЦ. Поэтому нет каких-либо оснований для рассмотрения вопроса о передаче музейных ценностей из Исаакиевского собора в другие музеи Санкт-Петербурга. Тем не менее Владимир Кириллов отметил, что руководством города будут предусмотрены любые варианты развития событий».

Далее в сообщении говорится, что правительством города все-таки «прорабатывается вопрос» о передаче части экспонатов той же РПЦ, а также в другие музеи города одновременно с решением вопроса о трудоустройстве сотрудников Исаакия.

Санкт-Петербург

Продолжение темы 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
1087
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1303
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
1028
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1224

Другие новости