0
1788
Газета Антракт Интернет-версия

05.04.2002 00:00:00

Своевременный человек

Тэги: кино, тарковский, клейман


- Андрей Тарковский был своевременным или несвоевременным человеком в нашем кино?

- Несвоевременный человек - это скорее метафора. Люди появляются тогда, когда к их появлению готовы все условия, и только общество не готово их принять. Бывают люди, которые очень точно улавливают общую потребность, еще не осознанную большинством. Тарковский появился абсолютно точно и своевременно - в 1962 году. Эта была своего рода развилка в нашей истории: либо "оттепель" Хрущева должна была развиваться, либо она должна была быть остановлена. Вот на этом переломе и появился Тарковский с его вопросами. В испанском языке, как известно, знак вопроса ставится до и после предложения. В этом смысле Тарковский - очень характерная фигура: он все время выходит с вопросом в начале разговора и оставляет нас с вопросом в конце, причем этот вопрос адресован каждому из зрителей, ко всему сообществу.

- Был ли Тарковский склонен к компромиссам или он был принципиален до конца?

- Человеку, который работает в кинопроизводстве - в этом очень сложном механизме, который связан с идеологией, с финансами и со строгой дисциплиной, приходится идти на компромиссы разного рода. Я не могу сказать, что Тарковский был свободен так же, как писатель или живописец, которые существуют один на один с листом бумаги или холстом. Есть компромиссы принципиальные и есть компромиссы беспринципные. Если Тарковскому необходимо было спасти свой замысел в целом, он был бескомпромиссным человеком; если надо было жертвовать какой-нибудь частностью, он мог пойти на компромиссы, но ровно в той степени, в какой не затрагивалась сердцевина его замысла. То, что он уехал из России, - как раз свидетельство того, что на беспринципные компромиссы он не шел.

- В каком своем фильме Андрей Тарковский оптимально воплотился и раскрылся?

- Трудно сказать. Вы знаете, у каждого есть свой Тарковский. Например, когда спросили сына Тарковского, какой фильм отца у него любимый, он назвал "Сталкер". У других людей, я знаю, - "Андрей Рублев", третьи называют "Зеркало", четвертые - "Жертвоприношение". У Тарковского были разные периоды, и я не могу сказать, где он воплотился больше. Наверное, для понимания его личности самое показательное кино - "Зеркало". Это фильм предельно автобиографический. Но есть более метафорические фильмы, которые обозначили его позицию в искусстве: скажем, "Андрей Рублев" в каком-то смысле - воплощение Тарковского (как для Эйзенштейна - "Броненосец Потемкин", хотя сам Эйзенштейн мог ценить больше "Ивана Грозного" или другой свой фильм). Самоощущение не всегда совпадает с ощущением других людей. Я думаю, что совокупность всех фильмов - их всего-то у Тарковского семь с половиной! - и есть Тарковский.

- Сводила ли вас судьба с Андреем Тарковским?

- Мы учились во ВГИКе - Тарковский был на два курса старше меня. Как известно, старшекурсники не обращают внимания на младшие курсы... Бросалась в глаза необыкновенная чуткость Тарковского, его необыкновенная нервность. Эта впечатлительность отразилась и в фильмах Тарковского, где его персонажи крайне обостренно реагируют на мир.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
974
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
1074
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
346
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1417

Другие новости