0
915
Газета Антракт Интернет-версия

06.06.2003 00:00:00

Жизнь и реальность

Тэги: гаркалин, кино, театр


гаркалин, кино, театр Валерий Гаркалин: 'Артист так выкладывается на сцене, что ему добавить к тому, что он сделал, нечего'.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

- Валерий, хочу начать с бытующей точки зрения о дьявольской сущности вашей профессии: человек, проживающий тысячи чужих жизней, не может не нанести ущерба собственной душе; были времена, когда актеров даже хоронили за пределами кладбищ. Как вы относитесь к такому взгляду на ваше занятие?

- Человечество ведь еще очень молодо. Один из главных наших учителей советского периода Карл Маркс говорил, что переживаемая нами история - всего лишь пролог, в нем закладывается все, что будет иметь развитие в подлинной истории. Представляете, какой ужас ожидает наших потомков! (Смеется.) Но я действительно считаю, что человечество еще юное, поэтому вряд ли пристало воспитывать артистов с точки зрения нравственности. Под знаменем идеи Христа велись войны, сжигались люди на кострах. История настолько трагикомична, что придавать большое значение тем разговорам, о которых вы упомянули, я бы не стал. Моя точка зрения проста: я занимаюсь своим делом, стараюсь быть максимально добросовестным с точки зрения морали, которую я принимаю. Я не допускаю ничего лишнего, что могло бы заставить меня каяться.

- Существует еще один стереотип, связанный с природой вашей профессии: ум актеру только вредит, чем он глупее, тем больше диапазон его возможностей.

- Слышал я эти "умные" разговоры. Не хочу их опровергать, поскольку категорически с ними не согласен. Распространяются мифы о "неумных" Евгении Евстигнееве, Евгении Леонове, великих вахтанговцах и мхатовцах, я могу настаивать на том, что это были развитые, глубоко начитанные и образованные люди. Мне довелось работать со многими из "могикан", так что я знаю, о чем говорю. Сцена, как рентген, на ней видно все: чем дышит человек, что он ел на завтрак, как он относится к женщинам, какие у него проблемы с психикой и так далее. Сцена контурно и контрастно обрисовывает личность артиста, скрыть ничего нельзя.

- Но бывают отличные артисты, интервью которых вызывают одну реакцию: этому человеку лучше жевать, чем говорить. Отсюда и предположение, что он - сосуд, который режиссер удачно наполнил содержанием.

- Это удобный миф. Не обладай артист гибким умом, он никогда не принял бы в себя нужное содержание. Просто он привыкает говорить чужие слова и разделять чужие мысли, которые могут совпадать с его личным отношением к миру. Как любит повторять мой друг Роман Козак: "Я все говорю моими спектаклями, лично вам мне сказать нечего". Артист так выкладывается на сцене, что ему добавить к тому, что он сделал, нечего. Это удел зрителей и критиков.

- Необходимо ли вам для продуктивной работы приобщение к другим искусствам?

- Оно необходимо любой развивающейся личности. Но для меня самой важной является необходимость постоянно испытывать чувства. Сейчас я знаю, о чем говорю. Нельзя оставаться бесчувственным или пытаться свои чувства прятать. Труд души - залог самостоятельности актера. В противном случае у роли не будет объема, на первый план выйдет ремесленное исполнение.

Мы не так часто заглядываем в свою душу, а мне кажется, что это нужно делать постоянно. Жизнь очень многообразна, на все нужно реагировать. Я не говорю о реальности. Реальность скучна и тосклива, ничего, кроме ожидания собственной смерти, в ней нет. Это замечание принадлежит Набокову. Вымысел поднимает над реальностью, приближает к жизни, в вымысле значительно все.

- Вы сейчас очень интенсивно работаете, у вас есть роли, за которые вы беретесь исключительно ради заработка, или ваш отбор базируется на других принципах?

- Раньше о деньгах не думалось, важно было попасть в хороший театр, а деньги можно было заработать на халтурах. Меня этот опыт миновал. Несколько лет я проработал в "Людях и куклах", по тем временам зарабатывал прилично. Когда изменились общественные отношения, антреприза стала существенным фактором в нашей жизни, я попал в этот поток. Конечно, коммерческий фактор в антрепризе очень существенен. Я знаю, что если я буду хорошо работать, мне будут хорошо платить. А почему будут хорошо платить? Потому что на меня будет спрос. А почему будет спрос? Потому что люди готовы нести свои кровные, чтобы меня увидеть. А почему люди готовы на это тратиться? Потому что я хорошо работаю. И так далее. Ничего иного нигде в мире не придумано.

- Вы играете Гамлета в Театре имени Станиславского. Могли бы вы определить, чем ваш Гамлет принципиально отличается от всех, появившихся ранее в театре и кино?

- Мне довелось видеть многих Гамлетов, по-моему, их всех объединяет то обстоятельство, что во главе замысла стоит сам Гамлет: на сцене артист, который талантливо читает монологи, все остальные персонажи его обслуживают. Я не видел ни одного спектакля или фильма, в котором режиссер иначе посмотрел бы на эту вещь. Фактически получались произведения про то, как хорошо некий артист играет Гамлета. В замысле Димы Крымова не было даже намека на это, более того, в его концепции Гамлет обслуживает всех остальных героев. Там вообще нет ставки на мое мастерство, там я должен оказаться частью грандиозного и непостижимого мира, который Гамлет открывает в связи со всем случившимся. Когда я начал понимать, что участвую не в красивых чтениях великого пастернаковского перевода, а в новом цельном действе, я с радостью туда пошел. Когда историки театра будут говорить об этом спектакле, уверен, они увидят и отметят нетрадиционность подхода.

- Эта роль стала для вас поворотной?

- Безусловно, тут нечего лукавить. Я ведь актер комедийный, работал в Театре сатиры, в кино после "Ширли-мырли" мне ничего интересного больше не предлагали. Я хорошо был знаком с Александром Демьяненко, видел его трагедию: он не смог преодолеть навязанный ему штамп, который пользовался успехом у зрителя. Это угрожало и мне. И вдруг я получаю предложение сыграть роль, которая основывается на совершенно других средствах воздействия на зал, которыми я никогда не пользовался!

- У вас очень напряженный график работы, в Москве вы бываете проездом, в этих паузах занимаетесь со студентами. Как вы выдерживаете такой ритм?

- Я не стану произносить расхожую чушь о необходимости утренних упражнений с гантелями. Естественно, тело нужно поддерживать в порядке, чтобы на тебя было не противно смотреть. Я этим занимаюсь на отдыхе. Моя жизнь сложилась таким образом, что я очень много езжу. Получается так, что я живу в экстремальных условиях. Как-то я прочитал, что на войне люди в окопах не болеют простудами, защитные функции организма вырастают на порядки. Часто я себя сравниваю с солдатом, находящимся в окопе.

- А зачем вам преподавание?

- Я сам еще толком не знаю. Я не принадлежу к той категории людей, которые чувствуют, что они должны что-то передать следующему поколению. Но мне кажется, что есть необходимость в пополнении новой актерской генерации универсальными артистами.

- Значит, вы ощутили необходимость и возможность что-то сказать следующему поколению?

- Это попытка, законченного решения у меня нет. Методология подготовки артистов у нас так раздроблена и разжижена, что нужно искать новые подходы к этому процессу. Должны появиться актеры, способные хорошо сыграть в пьесах и Мрожека, и Чехова, и Островского, и в мюзиклах.

- И напоследок пару вопросов, не связанных с профессией. Вы интересуетесь политикой?

- Когда были острые ситуации в общественных отношениях, я не оставался безучастным, активно реагировал на происходящее. Сейчас возникло ощущение некоторого вакуума, на выборы можно не ходить, чувствуется возврат к тому, что раньше называлось "одобрям-с".

- Что вам сейчас доставляет наибольшее удовольствие?

- Попробовав все, я оказался в сумрачном лесу. Мне доставляет огромное удовольствие, когда вдруг случается хорошая роль, и она получается от начала до конца. Ни с чем не могу сравнить это ощущение.

- Выходит, вы ведете аутичное существование?

- Так и есть. Не стану скрывать этот свой порок.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
264
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
139
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
152
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
142